Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    Цель, задачи и содержание ТРИЗ-педагогики

    Корзун  А. В.

    г. Минск,

    Государственный

    педагогический колледж №2

     

    Цель, задачи и содержание -педагогики

    Стремительные темпы изменений ставят человека в ситуацию, когда он должен оперативно решать возникающие проблемы, причём таким образом, чтобы конечное решение предупреждало возникновение новых проблем, или могло их предсказать. Отсюда встаёт вопрос о том, какой образовательный идеал мы будем закладывать в целеполагание.

    Перспективная цельподготовка личности к жизни в динамично изменяющемся мире. Образовательный идеал должен быть достигаем. Если в системе образования заложен идеал, достичь которого не удалось никому или единицам, то это означает, что-либо методики несовершенны, либо цель декларативна.

    Попробуем выяснить, что значит подготовить решателя, способного нормально жить в ситуации постоянных перемен. И насколько реально достижение этой цели.

    Это значит, что человек должен быть:

    • исследователем (чтобы понять первопричины возникших проблем, которые предстоит решать),
    • непосредственно решателем (для чего ему необходимо владеть техникой работы с проблемами и задачами различного уровня сложности, и в первую очередь с открытыми задачами, которые не решаются на уровне формальной логики),
    • прогнозистом (чтобы уметь спрогнозировать возможные последствия своих решений, последствия невмешательства в проблему и, наконец, естественный ход событий, который мало зависит от конкретного вмешательства, но подчиняется единым законам развития),
    • личностью, которая использует свой потенциал и навыки работы с проблемами на благо в соответствии с определёнными культурными или нравственными ценностями*.  

    Таким образом, попытаемся детализировать цель в задачи:

    1. Развитие у ребёнка естественной потребности познания окружающего мира, заложенной природой.

    2. Формирование системного диалектического мышления (сильного мышления), основанного на законах развития.

    3. Формирование навыков самостоятельного поиска и получения нужной информации.

    4. Формирование навыков работы с информацией, которую ребёнок получает из окружающей действительности стихийно или в результате целенаправленного обучения.

    5. Воспитание определённых качеств личности, на основе теории развития творческой личности ().

     Содержание ТРИЗ-педагогики

     Сегодня содержание ТРИЗ-педагогики трактуется по-разному, исходя из конкретных условий, в которых работает педагог.

    На самом же деле содержание определяется как перечень формируемых качеств личности, системы знаний, умений и навыков, которые должны быть освоены ребёнком. Поэтому условно содержание ТРИЗ-педагогики можно определить как совокупность следующих составляющих:

    1. Качества творческой личности (КТЛ).

    2. Навыки сильного мышления.

    3. Параметры управляемого воображения.

    4. Алгоритмы мыследеятельности, необходимые для успешной работы с проблемами.

    5. Разработанные тренинги и методики, направленные на формирование навыков мышления.

    На практике встречаются различные модели использования ТРИЗ-инструментария, которые могут быть эпизодическими и системными.

    Можно выделить следующие модели:

    1. Использование в личной практике отдельных инструментов или методик, применяемых в ТРИЗ-педагогике. Например, педагог для работы с картиной использует методику «Картинка без запинки», а для анализа смысла сказочных сюжетов – составление ситуативных «да-неток». Весь же остальной материал даётся по традиционной методике.

    Результат: у детей формируются те навыки, которые заложены результатом в данных методиках, т.е. ребёнок научится составлять рассказы по картине и «да-нетки» по литературному сюжету.

    Возможный негатив: этот подход не всегда формирует навыки сильного мышления, а только в том случае, если педагог специально ставит перед собой эту задачу ТРИЗ-педагогики.

    2. Специальный курс ТРИЗ и развития творческого воображения (РТВ), в процессе реализации которого дети изучают основы ТРИЗ как отдельную образовательную дисциплину (в школе – урок  РТВ-ТРИЗ, в детском саду – занятие  по РТВ).

    Результат: дети усваивают терминологию и инструменты ТРИЗ и РТВ, выполняют творческие задания различного уровня сложности, решают задачи в рамках данного курса.

    Возможный негатив: дети не умеют делать переноса или затрудняются перенести полученные навыки в бытовую или учебную ситуацию. То есть, умея решать задачи, они не используют этого умения в своей практике при возникновении потребности.

    3. Использование ТРИЗ-РТВ-инструментария в образовательном процессе по обычной программе, как набор действенных методов реализации стандартного содержания.

    Результат: образовательные задачи, заложенные в базисных программах решаются с меньшими затратами, повышается мотивация детей, усваиваются принципы работы с теми или иными инструментами.

    Возможный негатив: остаётся проблема с навыками личного пользования инструментарием решения задач; не происходит перенос усвоенных навыков работы с информацией на сознательный план.

    4. Интеграция стандартной образовательной программы с программой формирования навыков творческой деятельности.

    Результат: формирования системы знания-умения-навыки (ЗУН), заложенной в базисных программах органично сочетается с процессом формирования системного диалектического мышления и развитием творческого воображения. Причём ЗУН не транслируются в традиционном понимании от педагога к детям, а формируются как естественное следствие обучения работе с информацией. Результат комплексный: инструменты ТРИЗ помогают педагогу решать дидактические задачи, а ребёнку – познавать и преобразовывать окружающий мир.

    Возможный негатив: вариант не работает без коррекции содержания базисных программ, их приходится перестраивать и адаптировать под программу формирования навыков творческой деятельности и в соответствии с требованиями системного мышления.

    Вероятно, что четвёртая модель – наиболее  перспективна и результативна, но и наиболее сложная по внедрению.


    * Здесь, прежде всего, имеются в виду общечеловеческие ценности, а не мораль конкретно взятой культурной группы.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий