Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    Опережающая педагогика: возможности и результаты

    Меерович М.И.

    г. Одесса,

    Христианский гуманитарно-экономический университет

     «Опережающая »: возможности и результаты

     Сейчас экономика, как основной потребитель продукта системы образования, заказывает ей не просто высококвалифицированного профессионала, а Личность, которая умеет:

    а) плодотворно работать в коллективе, то есть коммуникативную;

    б) быстро анализировать неожиданные ситуации, выдавать новые идеи и принимать эффективные решения, то есть творческую;

    в) постоянно осваивать новую информацию и уметь её применять в практической деятельности, то есть учиться и переучиваться.

    Экстенсивные методы традиционной системы образования – «Введём новые предметы!» или «Создадим профильные учебные заведения!» – себя исчерпали. Сегодняшний выпускник платит за них неумением применять полученные знания на практике, тем более творчески и в коллективе, и узостью профессионального кругозора.

    Выход из ситуации, которая расценивается как мировой кризис системы образования, возможен только за счёт смены парадигмы методологии преподавания – с репродуктивной на продуктивную, при которой получение знаний в ходе учебного процесса становится не целью, а только материалом для воспитания личности [9]. И обязательными структурными компонентами этого процесса должны быть его психологизация, обеспечивающая развитие личности, эвристичность – для формирования творческих качеств, и педагогизация – научить учиться. Иными словами, эти компоненты должны так «пропитывать» учебный процесс,  так быть в него встроены, чтобы нужные свойства личности формировались сами. Как показала практика, получить такие свойства позволяет «Опережающая педагогика» общая методология на основе , созданная Лабораторией «ТРИЗ-педагогика Украины». И если применение ТРИЗ при поиске наиболее эффективного решения технических проблем заменяет хаотичный перебор вариантов идей алгоритмическими действиями, при которых операции мышления становятся управляемыми и выполняются осознанно, то ТРИЗ-педагогика дает возможность формировать культуру мышления как осознанный, целенаправленный, управляемый и эффективный процесс мыследеятельности. Действующими инструментами методологии являются генетический анализ,  алгоритм решения проблемных ситуаций (АРПС), комплекс методов развития воображения и др. [1, 2, 3, 5].

    Концепцией «Опережающей педагогики» стала структура развития знаний, повторяющая общий путь развития потребностей в знаниях и разделение наук на естественные, гуманитарные и теоретические, что неизбежно влечёт за собой смену содержания образования [9]. При продуктивной форме учебного процесса ключевой оказывается роль учителя, она заключается в планомерной и целенаправленной организации проблемных ситуаций, которые вынуждают учащегося добывать знания в ходе проведения исследовательской работы (экспериментальной или теоретической), в постановке  задач  перед учащимися и оказании помощи в необходимых случаях.

    Основная сложность внедрения методологии связана с психологическим фактором. Как всякая принципиально новая технология, она требует коренной ломки устоявшихся представлений о ходе и содержании учебного процесса, о взаимоотношениях «учитель-ученик», широкого диапазона собственных знаний, что связано – особенно первое время – с высоким интеллектуальным напряжением и постоянной необходимостью учиться самому. Но экспериментальная работа показала, что те педагоги, которые её освоили, «выросли» очень быстро!

    Результаты первого этапа внедрения методологии в учебный процесс – использования элементов методологии отдельными преподавателями-предметниками (с 1988 г. проведено более 80 семинаров, на которых с методологией ознакомлены порядка 1500 педагогов Украины и России) показали возможность её эффективного применения для повышения учебной мотивации учащихся, системности мышления, их творческого и личностного роста. Аналогичные результаты мы наблюдали на 12 семинарах, проведённых непосредственно с учащимися 5-11 классов [7, 8].

    Наступило время второго этапа, неимоверно более сложного – интегрирование материала базовой программы учебных предметов по естественным и гуманитарным наукам в единый комплекс, для чего нужны новые экспериментальные площадки.

    Пока мы можем с уверенностью представить полтора достоверных результата: один полный – Школа «ЭйдоС» личностно-ориентированного образования (г. Запорожье) – и один частичный.

    Ядром концепции Школы «ЭйдоС» является психологический подход ко всему  учебно-воспитательному процессу: практические психологи конструируют его, отслеживают и корректируют таким образом, чтобы каждый ребёнок достигал своего максимально возможного уровня общего и психического развития. При этом ученик –  «субъект» обучения, то есть равноправный его участник, и усвоение определенного объёма предметных знаний-умений рассматривается не как главная цель обучения, а только как средство раскрытия личностного, интеллектуального и творческого потенциала ребёнка. А коррекция учебно-воспитательного процесса ведётся с учениками, педагогами и (!) родителями.

    Частичным   мы   считаем  результат  эксперимента  в  СШ  №35       г. Одессы.  В 1999-2000 учебном году в 5 «В» классе была экспериментально апробирована разработанная М.А.Глазуновой (Отличником образования Украины, учителем химии высшей категории) авторская программа «Природоведение» для 5 классов. В соответствии с этой программой система общих законов природы рассматривается как потребность человека в знаниях с позиций функционально-системного подхода. Анализ материала о появлении и развитии всех естественных наук системы  «знания» стал той методической базой, на которой происходит создание и освоение обобщенных способов мыследеятельности и умственное развитие учащегося, формирование у него осознанных механизмов мышления (одновременно в 5 «В» классе функционально-системный подход в своих предметах применяли учителя русского, украинского и английского языков). При этом реализовались две цели: образовательная – дать ученику знания, и психологическая – сформировать у ученика навыки системного мышления, научить его мыслить. Основным «продуктом» нового курса стало повышение уровня творческой активности учащихся к процессу получения знаний, интереса  к реальным школьным предметам, а также уровня системного мышления как интегрированного показателя его глубины, широты и оригинальности [2]*.

     «Опережающая педагогика», таким образом, может успешно работать на воспитание творческой  личности и обеспечивать достижение целей современной системы образования. Кроме того, как подтвердила практика, учащиеся экспериментального класса за счёт системного, осознанного и творческого подхода к самому процессу обучения и широты знаний значительно быстрее осваивают материал школьной программы. Исчезают потери времени на многократное механическое повторение – «мать учения». В целом это даёт возможность сократить время на обучение и разгрузить расписание.

    Детальный план внедрения  «Опережающей педагогики» предусматривает подготовку на учебных семинарах преподавателей-предметников и разработку и апробацию (при их самом активном участии) интегрированных программ базовых предметов, на что может уйти 1– 3 года [6]. Ещё 5 – 7 лет уйдёт на то, чтобы отработать эти программы до 12 класса, не прекращая работу их совершенствования, и разрабатывая новое поколение учебников.

    Лаборатория «ТРИЗ-педагогика Украины» к такой работе готова. Выпущен базовый учебник – «Основы культуры мышления» (Москва, Народное , 1997), победитель конкурса фонда Сороса в Украине в 1995 г. на альтернативные учебники (номинация «Логика. Развитие мышления»),  и его второе издание, дополненное и расширенное – «Технология творческого мышления» (Москва-Минск, 2000, 2003) [3, 5]. В научной и периодической печати опубликовано более 50 работ… Есть схемы курсов, методики преподавания и диагностики.  Теперь нужны экспериментальные площадки – школы, а еще лучше – педагогический лицей или колледж, тогда будет заложен фундамент решения ещё одной проблемы – подготовки будущих учителей, владеющих «Опережающей педагогикой».

     Литература 

     1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Вступление в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1986.  224с.

    2. Глазунова М.А., Меерович М.И., Шрагина Л.И. Развитие личности в системе образования // Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ. Челябинск, 2002, С. 44-50.

    3. Меерович М.И.,  Шрагина Л.И.  Основы  культуры  мышления // Школьные технологии. 1997. N5. 200 c.

    4. Меерович М.И. Украинская система образования: «Прошу сократить срок…» // Зеркало недели. 29 мая 1999 г.

    5. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления.  Библиотека практической психологии. Мн.: ХАРВЕСТ; М.: АСТ. 2000. 430 с.

    6. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Программа подготовки и переподготовки педагогов для освоения методологии «Формирование культуры мышления в учебном процессе» // Педагогика XXI века, Одесса. 2000. С. 65-67.

    7. Шрагина Л.И. Интеллектуальный тренинг с учащимися старших классов // Журнал практического психолога. Москва. 1999. №1. С.122-132.

    8. Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе // Москва, Педагогика. 1999. №6. С. 39-45.

    9. Шрагина Л.И., Меерович М.И. Смена парадигмы методологии как способ разрешения противоречия в системе образования // Фiлософiя освiти ХХI столiття: проблеми i перспективи. Київ. Товариство «Знання» України.  2000. С.167-173.



    * О некоторых результатах эксперимента см. также Л.И.Шрагина  М.А.Глазунова «Познавательные потребности и креативность подростков в условиях обучения на основе «Опережающей педагогики».

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий