Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    ТРИЗ для глобального мышления

    Иванова З.И.

    г. Саратов,

    Государственный аграрный университет,

    Институт дополнительного профессионального

    образования СГУ

     

    К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ

    НЕОБХОДИМОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

    Теории  решения изобретательских задач

    ДЛЯ РАЗВИТИЯ ГЛОБАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ

     

    В современной теории систем обозначены и охарактеризованы различные системообразующие факторы, сущность которых определяется спецификой и содержанием исследуемых систем. Рассмотрим наиболее существенные из них с учётом особенностей процесса развития глобального мышления  обучающихся.

    К числу наиболее важных системообразующих факторов относят результат функционирования системы. «Решающим и единственным фактором, – пишет  в связи с этим П.К.Анохин [1], – является  результат, который, будучи недостаточным, активно влияет на отбор именно тех степеней свободы из компонентов системы, которые при их интегрировании определяют в дальнейшем получение полноценного результата».

    Недостаточность существующего состояния развития глобального мышления для выживания человечества, самосохранения, нормального функционирования, прогрессивного развития заставляет искать новые связи и элементы как внутри  социума, так и вне его, для достижения искомого результата. Развитое глобальное мышление необходимо для снятия опасности ядерного взаимоуничтожения, борьбы с различными эпидемиями, поиска путей предотвращения и ликвидации глобальных космических катастроф, решения экологических проблем на уровне экосистем и биосферы и т. п.

    Осознание недостаточности результатов развития глобального мышления объективно способствует целенаправленной работе по созданию единого образовательного пространства, интеграции национальных образовательных систем на началах возможно более полной совместимости на всех ступенях обучения, воспитания и развития человека. Особое значение при этом имеют воспитательный, гуманитарный, нравственный аспекты образования.

    Достижение творческой зрелости с развитым диалектическим мышлением, в том числе и глобальным, происходит в процессе самоактуализации личности и  обеспечивается высоким уровнем этого процесса. Последняя закономерность выводится из положения о том, что интенсивно самоактуализирующаяся личность полностью реализует все свои способности, весь свой креативный потенциал. Отсюда педагогическая задача – развить присущую человеку потребность реализации личностного потенциала, создать условия, способствующие целенаправленному удовлетворению такой потребности. В условиях её продуктивного удовлетворения и подкрепления усиливается стремление к самосовершенствованию. В свою очередь, самосовершенствование позволяет достигать высокого уровня развития глобального мышления. Предполагается также, что процесс самоактуализации при этом становится следствием и результатом осуществления смысла жизни личности, который, в свою очередь, определяет представление о жизненном пути и влияет на выбор образа жизни как условия самосовершенствования.

    Стремление к результату означает понимание цели (второй системообразующий фактор) процесса развития глобального мышления в обучении в соответствующем аспекте. В сложной иерархии целей всегда существуют некие инварианты, которые объективно способствуют объединению усилий в достижении общих целей, например, борьбы с голодом, ликвидации неграмотности, развитии промышленных технологий, повышении урожайности в сельском хозяйстве, развитии информационных сетей.

    Потребность осознавать себя, окружающий мир – врождённая. Это способ существования и развития любого живого существа. Как известно из общей психологии, познавательному интересу предшествует любопытство, любознательность (неразделенный интерес ко всему окружающему) и, наконец, познавательный интерес, направленный на раскрытие каких-то конкретных явлений, процессов, объектов и пр.

    Границы неведомого влекут всегда. Без выхода за границы знания человек перестаёт быть социальным существом. Незнание – область устремлений, в которых человек моделирует будущее, строит свои жизненные планы, прогнозирует деятельность. В сфере незнания он строит собственный мир, в котором стремится жить. С таким расчётом, что будущее станет лучше настоящего.

    Весьма близкой к цели как системообразующему фактору является идея. В идеях воплощается предвидение будущего состояния тех или иных важных свойств и качеств, присущих процессу развития глобального мышления. Мы придерживаемся идеи необходимости использования для развития глобального мышления.

    ТРИЗ превращается в технологию анализа и решения проблем, независящую от предметных областей, в которых эти проблемы возникают, хотя и использующую специальные знания этих областей. Использование теории решения изобретательских задач позволяет воспитать активного творца, разумного созидателя с развитым глобальным мышлением.

    В чём же отличие творца от исполнителя? В том, что исполнитель стремится познать как можно больше, а творец – познать то, что ему требуется для решения каких-то познавательно-интеллектуальных проблем.

     Ценностное отношение к знанию диалектически связано с ценностным отношением к незнанию. Но есть незнание как проявление невежества, а есть незнание как способ познания в образовательном процессе.

    Незнание как научно-педагогическая категория имеет несколько содержательных характеристик [2]:

    • · способ осознавать границы знания, так как незнание безгранично;
    • · фактор стимулирования познавательной активности;
    • · способ получения нового знания на основе преобразования старого, то есть способ мысленного конструирования знания;
    • · источник профессиональной рефлексии и самооценки личности;
    • · фактор самореализации личности;
    • · фактор психологической защиты.

    Незнание может быть различных видов: образовательное, научно-исследовательское, духовное, житейско-бытовое, неосведомлённость личности о тех или иных социальных явлениях и тенденциях.

    В ходе экспериментальной работы мы выявили огромный потенциал инструментов и законов ТРИЗ при ликвидации научно-исследовательского незнания, то есть неосведомлённости, во-первых,  о тех или иных сторонах процесса научного исследования, и, во-вторых, о тех или иных социальных явлениях и тенденциях, имеющих определённое отношение к образовательному процессу.

    Условно можно выделить и определённые уровни незнания: неосведомлённость, неведение, полное неведение, искажённое неведение.

    Обучающиеся с первым уровнем незнания нуждаются в серьёзной поддержке, стимулировании осознания границ своего знания. Вторая группа (со вторым уровнем незнания) нуждается в стимулировании осознания границ своего незнания. Третья группа (с третьим уровнем незнания) нуждается в стимулировании осознания не границ, а содержательного объёма знаний. Четвёртая группа (с четвёртым уровнем незнания)  нуждается в стимулировании осознания границ и незнания одновременно.

    Будущее (четвертый системообразующий фактор) влияет на системообразование, как бы рефлексируя настоящее и прошлое. Зачатки будущего существуют в настоящем и существовали в прошлом. Поэтому аппеляция к будущему способствует коррекции тех или иных явлений настоящего. Например, знание демографических тенденций, связанных с ростом населения, урбанизацией, усилением национально-этнической неоднородности и т.п. позволяет принимать упреждающие меры уже сегодня, а глобальность и инвариантность тех или иных демографических проблем, безусловно, требует координации и объединения усилий. Столь же важно предвидение и прогнозирование последствий развития атомных и космических исследований, их влияния на тепловой баланс атмосферы, на климат, уровень радиоактивности и т.п. Иными словами, будущее, так или иначе, заставляет людей предвидеть последствия, сказывающиеся в близкой или далёкой перспективе на жизни их потомков.

    Для решения поставленных задач нас привлекают в ТРИЗ следующие её составляющие: механизмы преобразования проблемы в образ будущего решения; механизмы подавления психологической инерции, препятствующие поиску решений; обширный информационный фонд – концентрированный опыт решения проблем.

    Применение ТРИЗ в обучении позволяет кардинально изменить сам подход к решению проблем, в том числе и глобальных. Лежащие в основе ТРИЗ принципы (объективности законов развития систем; принцип противоречия; принцип конкретности) дают возможность без сплошного перебора вариантов сразу выходить на сильные (преодолевающие противоречия) решения.

    Много лет во многих странах мира накапливается интересный опыт использования ТРИЗ в образовании для развития мышления детей разного возраста. Наш опыт работы по развитию глобального мышления у школьников, студентов и преподавателей в системе повышения квалификации позволяет утверждать о целесообразности использования ТРИЗ в обучении как можно с более раннего возраста.

    Ещё одним важным системообразующим временным фактором является фактор прошлого. Именно прошлое создаёт материальную и духовную базу для системообразования в настоящем и будущем. Оценка прошлого, стремление не повторять ошибок объективно способствует преодолению любых барьеров и устранению недостатков. Это осуществимо, с нашей точки зрения, в том случае, если процесс развития глобального мышления строится на основе изучаемых ТРИЗ общих законов эволюции, общих принципов разрешения противоречий и механизмов решения конкретных практических проблем.

      Литература

     1. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978. С.74.

    2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2000. С. 144-145.

    3. Ширяева В.А. Основы сильного мышления: Учеб. пособие. Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2003. 48 с.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий