Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    ТРИЗ-педагогика высшей школы

    Тимофеева Ю.Ф.

    г. Москва,

    Московский государственный педагогический  университет

    - высшей школы

    В иерархической структуре мира система высшего образования (СВО), является одной из подсистем социально-экономической системы. Её главная полезная функция (ГПФ), состоит в выполнении социального заказа общества на специалистов разной  квалификации и уровня подготовки. С другой стороны, СВО является надсистемой для человека. В этом случае её ГПФ состоит в удовлетворении образовательных потребностей каждого члена общества. В связи с этим, в условиях рыночной экономики ОС (образовательная система/среда) испытывает жёсткий прессинг как со стороны социально-экономической надсистемы  (рыночные условия требуют рыночной  СВО), так и со стороны системы, связанной с человеком, желающим  существенного улучшения её эффективности и удешевления.

    В настоящее время эффективность существующей  СВО учителей технологии пока ещё  чрезвычайно низка и главная образовательная функция выполняется ею крайне неудовлетворительно. Основными причинами этого являются:

    1. Неспособность жёстко регламентируемой, репродуктивной СВО  обеспечить новое качество образования, поскольку ей свойственна низкая познавательная активность студентов, нередко связанная со случайным характером попадания студента в вуз (не по призванию, а туда, где конкурс меньше и/или нет оплаты за обучение), и как следствие этого, отсутствием у студентов перспективы обучения и осознанной необходимости приобретения знаний. В результате в вузах практикуется постоянное понуждение студентов к занятиям путём всевозможных проверок и контрольных мероприятий.

    2. Отсутствие демократичных принципов управления процессом обучения, выражающееся в отсутствии свободы действий преподавателей и студентов; стрессовый характер контроля и оценки знаний.

    3. Отсутствие индивидуализации образовательных программ и технологий обучения, учитывающих индивидуальные  потребности и способности  студентов. При этом происходит искусственное торможение развития наиболее одарённых студентов,  выражающееся во временных ограничениях (на каждую дисциплину или раздел отводится строго определённое время и для слабого, и для способного, талантливого студента), а это, в свою очередь, способствует тому, что среднюю скорость по дороге к знаниям задают слабые студенты, вследствие чего происходит вынужденная ориентация вузов на достижение минимального уровня знаний всеми студентами.

    4. Стремительный рост объёма научной информации и быстрота обновления знаний уже давно сделали погоню за их полнотой бессмысленной. Ни один лекционный курс не способен включить в себя огромный объём базовых и новейших знаний. Появление множества новых направлений научных исследований привело к появлению новых учебных дисциплин и, как следствие этого, к перегрузке ими учебных планов и программ. Педагогический процесс, нуждающийся в плотной и лаконичной упаковке знаний для быстрого усвоения их студентами, не имеет адаптированных к этому учебных пособий и соответствующих педагогических технологий.

    Неудовлетворённость нынешней СВО, желание изменить ситуацию, приводят к осознанию целей и путей её преобразования. Поскольку СВО непосредственно связана с человеком, ему вовсе не безразлично, как будет происходить это изменение, и во что оно обойдётся обществу. Человек всегда стремится иметь дело с системами, которые выполняют свои функции на более высоком технологическом и экономическом  уровне, требуют меньших затрат, т.е. более экономичны. В отношении к СВО, в конкурсе будет выигрывать та система, разнообразие форм обучения в которой выше.

    Существующая СВО, как и любая другая система нашего мира, развивается по определенным объективно существующим законам и не уступит место новой СВО (не сойдет со сцены) до тех пор, пока не будут до конца исчерпаны её внутренние резервные возможности. Следовательно, через познание универсальных законов развития систем, через выявление внутренних резервов развития СВО, можно выйти на путь её сознательного и целенаправленного совершенствования, организации развивающей образовательной среды как основы  творческой деятельности в период профессиональной подготовки молодых специалистов.

    Для решения  этой сложной   задачи нами был использован широко распространённый метод научного познания – метод  системной аналогии и  аналогового моделирования.

    Системная аналогия. Основные понятия

     1. Понятие модели. В широком смысле модель – это образ, мысленный или предметный, замещающий рассматриваемый объект при его изучении. Любая модель представляет собой отображение объекта  или системы в форме, отличной от формы их реального существования, и служит средством, помогающим в объяснении, понимании или совершенствовании объекта или системы. Использование моделей позволяет упростить рассматриваемый объект, сделать его более обозримым, наглядным, выделить существенные признаки этого объекта для более глубокого системного анализа.

    2. Классификация моделей. В зависимости от типа образа, замещающего моделируемый объект (того, какая  основная операция научного исследования положена в основу моделирования), модели разделяют на три вида: абстрактные, аналоговые и физические.

    Абстрактные модели основываются на возможности описания объекта или системы на языке символов, принятом в той или иной области науки путём отвлечения от несущественных признаков.

    Аналоговые модели основываются на изоморфизме (греч. – isos  одинаковый, подобный  +  morphe форма) явлений, объектов или систем, имеющих разную физическую природу, но описываемых одинаковыми законами, либо принципами действия. В этой связи можно говорить о  структурно-аналоговых, функционально-аналоговых, структурно-функциональных   аналоговых моделях и т.п.

    Физические модели имеют ту же физическую природу, что и замещаемый объект, и применяются в тех случаях, когда по различным причинам весьма трудно провести испытания реальных объектов в реальных условиях.

    В нашем исследовании для моделирования развивающей СВО использовалось аналоговое моделирование.

    В дальнейшем, под аналоговой моделью  СВО, будем понимать  воображаемую совокупность элементов, (отображающую реально существующие и упорядоченно взаимодействующие элементы), обладающую свойствами, не сводящимися к свойствам отдельных элементов, и предназначенную для выполнения образовательных функций. Основными анализируемыми  свойствами аналоговой модели СВО выбраны:

    • структура* СВО (совокупность элементов, которые необходимы для функционирования системы);
    • функциональность СВО (выполнение системой главной полезной функции, для которой она предназначена);
    • организация СВО (устойчивые во времени связи, определяющие согласованное функционирование элементов; при оптимальной организации СВО положительные свойства элементов могут выдвигаться на первый план, усиливаться, а отрицательные – ограничиваться, гаситься);
    • системное качество СВО (системный эффект – выпускник).

    Аналоговое моделирование.

    Обоснование аналоговой модели  образовательной системы

    Подтверждение правильности  опоры на аналоговую модель мы нашли в трудах  отечественных учёных. Идея о подобии законов развития различных систем (технических, биологических, социальных, педагогических и др.) занимала умы учёных-философов ещё в начале ХХ века. Она наиболее подробно исследована и обоснована в работах        А.А.Богданова [2]. Системный подход к выявлению закономерностей в психологической науке обоснован Б.Ф.Ломовым  [8].

    Академиком А.М.Уголевым [9] сформулирован принцип «универсальности» для природных биологических систем, утверждающий, что основные закономерности строения и функционирования биологических систем всеобщи и могут быть распространены на другие системы.

    Этот принцип имеет большое гносеологическое значение, поскольку позволяет рассматривать любую частную природную закономерность, как потенциально всеобщую и искать новые области её применения.

    Фактуальный материал, накопленный наукой в различных областях человеческой деятельности, подтверждает принцип универсальности и переводит его в разряд науковедческих принципов, позволяющих распространять закономерности, установленные для систем в одних областях знаний  на системы в других областях знаний.

    В настоящее время наиболее целостной является система законов развития техники, базирующаяся на уникальном информационном и патентном фонде, который позволил Г.С.Альтшуллеру [1], а затем его ученикам и сподвижникам [3, 4, 5, 6,7] установить основные законы развития технических систем (ЗРТС) и тем самым положить начало созданию теории развития технических систем (ТРТС).

    Моделирование

    При проектировании развивающей образовательной среды (ОС), нами использовано аналоговое моделирование, в основу которого положен сравнительный системный анализ, позволивший с достаточной степенью обоснованности распространить системообразующие и системоразвивающие законы  техники на СВО.

    Есть основания утверждать (и это будет показано ниже), что перенос знаний из технической сферы в образовательную не является простым механическим переносом. Выявленная аналогия, на самом деле, имеет глубокие философские корни и может быть логически обоснована. Априорно можно констатировать только следующее:

    • состояние техники и технологии на каждом конкретном этапе развития общества являются отражением степени совершенства образовательной системы общества на  этом  этапе;
    • через познание сравнительно хорошо изученных законов  развития технических систем, являющихся отражением объективно существующих системных реальностей, можно выйти на познание  универсальных принципов развития СВО.

    В  таблице  приведены основные законы структурирования, организации и развития технических систем. Из системы законов Г.С.Альтшуллера в таблицу включены только те законы, которые могут быть полезны для построения модели ОС. Дополнительно в таблицу включены два закона из альтернативного списка Ю.П.Саламатова [7]:

    1. закон     S-образного развития ТС, объединённый нами с законом неравномерного развития ТС в один;

    2. закон динамизации ТС (или закон перехода с макро- на микроуровень рабочего органа ТС).

    Общая характеристика законов развития ТС 

    1. Первый закон определяет структуру ТС, т.е. необходимый и достаточный элементный состав, обеспечивающий её функционирование и жизнеспособность.

    2. Второй и третий законы определяют общую стратегию развития системы в направлении повышения степени идеальности.

    3. Законы с четвертого по шестой определяют конкретные механизмы совершенствования и развития ТС в направлении  идеальности.

    В правом столбце таблицы приведены системообразующие и системоразвивающие принципы, сформулированные для структурно-функциональной аналоговой модели СВО.

    Таблица 

    Законы  развития ТС и принципы СВО

    Законы развития технических систем

    Системообразующие и системоразвивающие принципы СВО

    1

    Закон полноты частей ТС Принцип полноты частей СВО

    2

    Закон стремления ТС к идеальности Принцип стремления СВО к идеальности

    3

    Закон S-образного, неравномерного развития ТС Принцип S-образного, неравномерного развития СВО

    4

    Закон энергетической проводимости ТС Принцип информационной проводимости процесса обучения

    5

    Закон согласования ритма работы частей ТС Принцип индивидуализации процесса обучения (принцип согласования ритма  передачи и восприятия  информации)

    6

    Закон динамизации ТС (повышения гибкости, многофункциональности, управляемости) Принцип модульности обучения и образования, повышения гибкости, вариативности, многофункциональности, управляемости СВО (принцип динамизации  СВО)

    Обоснование системообразующих и системоразвивающих принципов СВО

    1. Первый принцип определяет структурную целостность образовательной системы, её организацию и необходимый элементный состав, обеспечивающий её функционирование  и жизнеспособность (источник информации, процесс передачи информации, объект преобразования (студент, орган управления, системный эффект или специалист).

    2. Второй и третий принципы определяют общую стратегию развития СВО в направлении повышения степени совершенства.

    3. Четвёртый-шестой принципы определяют конкретные механизмы совершенствования и развития СВО.

    Исходя из этих принципов, можно осуществлять системный подход к анализу  и моделированию развивающей образовательной среды с качественно новой технологией обучения и образования, проектировать и модифицировать соответствующие методы и средства обучения, формы обучения (бакалавр, магистр), конструировать и подбирать гибкие, вариативные, быстроперестраиваемые (динамичные) формы структурирования и содержания учебной информации.

    Главным ориентиром в процессе  анализа «старой», образовательной системы и синтеза «новой», в определении её главной полезной функции (ГПФ), должен стать ответ на вопрос: чего не делает «старая» СВО, и что должна делать «новая», чтобы перейти на более высокую ступень функционирования, удовлетворения образовательных потребностей и уровня притязаний каждого индивида и общества в целом? Иными словами, каков должен быть новый системный эффект (СЭ) или качество у  объекта обучения – индивида? Только этим должны определяться изменения в технологии обучения и образования  (структуре, содержании, организации, методиках и т.п.).

    Степень идеальности СВО определяется суммой полезных функций выполняемых СВО, к которым можно отнести: демократизацию, гуманизацию, индивидуализацию, фундаментализацию обучения и образования.

    Соблюдение  принципа демократизации образования, означает утверждение субъект-субъектного  равноправия между участниками образовательного процесса, отношения сотрудничества между преподавателем и студентом в процессе передачи и восприятия информации, бесстрессовость и взаимное уважение при проведении контрольных мероприятий, оценке знаний и профессиональной пригодности.

    Соблюдение принципа гуманизации образования возможно при условии предоставления студенту права выбора собственной стратегии обучения и образования, собственной скорости продвижения по ступеням познания, свободы в определении формы занятий, выборе преподавателей, сроков сдачи контрольных мероприятий, т.е. обращение системы высшего образования «лицом» к индивиду, что означает осознание того факта, что СВО существует не сама для себя и, что основное её предназначенье состоит в совершенствовании каждого конкретного человека, а через него и всего общества.

    Соблюдение принципа индивидуализации или дифференциации обучения предполагает учёт особенностей каждой конкретной личности, её индивидуальных способностей, проявляющихся в индивидуальной скорости восприятия и усвоения знаний, а, следовательно, развитости памяти и готовности её к восприятию информации, гибкости мышления и способности его к свертыванию и оценке информации, переносу опыта (аналогии), предвидению, развитости речи и т. п.

    Соблюдение принципа фундаментализации образования  предполагает введение эвристической компоненты образования, формирующей у студентов фундаментальные знания, обладающие  универсальной общностью и применимостью.

    Аналоговая модель позволила выявить три уровня совершенствования СВО.

    В структуру первого уровня включены: принцип полноты частей СВО; принцип стремления СВО к идеальности; принцип модульности обучения и образования (принцип динамизации СВО).

    Первый уровень связан с изменением общесистемных функций СВО, с созданием развивающей образовательной среды, способствующей проявлению творческих потенций каждого индивида:

    • с увеличением гибкости и динамичности её  структуры;
    • вариативностью управления элементами и связями СВО, позволяющими на более высоком организационном уровне выполнять главную полезную системную  функцию – удовлетворение   образовательных потребностей каждого индивида и формирование творческой направленности его деятельности.

    Сущностным проявлением принципа динамизации является модульная технология обучения и образования, при которой в процесс динамизации вовлечены все структурные элементы и связи образовательной системы.

    Динамизация предполагает:

    • построение гибких конструкций учебных планов и  программ;
    • формирование гибких, вариативных индивидуальных образовательных стратегий обучаемых, в целях  наиболее полного удовлетворения их образовательных потребностей и уровня притязаний;
    • гибких, вариативных стандартов и технологий оценки знаний.

    Все это делает процесс обучения осознанным и личностно-ориентированным. При этом, усвоение знаний студентом не сводится к их восприятию, запоминанию и воспроизводству. Знания становятся достоянием личности в результате её самостоятельной интеллектуальной деятельности.

    К разряду задач, которые можно решать с привлечением  модульной технологии, следует отнести:

    1. формирование обучающе-развивающей среды (разработка спектра возможных стратегий обучения студентов, с учётом возможностей факультета в удовлетворении их образовательных потребностей);
    2. совершенствование содержания информационно-деятельностного поля (обучающей среды) факультета;
    3. совершенствование технологии процесса обучения и диагностики её эффективности;
    4. совершенствование организационно-управляющих функций деканата и кафедр;
    5. совершенствование обратной связи факультета с выпускниками в целях повышения их квалификации в системе непрерывного образования.

    Для организации модульной системы обучения автором разработаны:

    • модели учебного плана факультета и индивидуальных учебных планов студентов, имеющих модульную конструкцию;
    • принципы управления содержанием, организацией и  качеством образовательного процесса (система тестирования и рейтингового контроля и оценки знаний).

    В структуру второго уровня совершенствования СВО включены принципы:

    1. информационной проводимости процесса обучения,
    2. индивидуализации процесса обучения (принцип согласования ритма передачи и восприятия информации в процессе обучения),
    3. модульности обучения и образования, повышения их гибкости, вариативности, управляемости (принцип динамизации СВО).

    Второй уровень отражает внутрисистемные процессы: совершенствование структуры учебных дисциплин, наполняющих учебный план факультета, придание им гибкости и вариативности в целях более полного удовлетворения образовательных потребностей и уровня притязаний обучаемых; динамизацию информационно-деятель-ностного процесса.

    В этом направлении автором разработан комплект учебных и учебно-методических пособий и программ по теоретическим курсам теплотехники и гидравлики, представленных в виде информационных модулей. Пособия модульной конструкции, за счет рациональной организации содержания, упорядочения и уплотнения научной информации, являются эффективной психолого-педагогической поддержкой в самостоятельной работе студентов, эффективной формой организации памяти, способствуют усвоению, систематизации и обобщению учебного материала с минимальной затратой сил и времени. Они являются эффективным лекционным раздаточным материалом, помогающим восприятию лекции, а в дальнейшем восстановлению в памяти её содержания. Разработанные лабораторные практикумы по теплотехнике и гидравлике адаптированы к теоретическим модулям по этим дисциплинам.

    Третий уровень связан с  использованием в процессе обучения инновационной  «технологии творчества», способствующей развитию у студентов сильного мышления; с эвристической  направленностью содержания  курсов специальных учебных дисциплин, составляющей основу развивающего обучения, и творческой направленности деятельности студентов. На третьем уровне сам аппарат системной аналогии, законы развития системного мира и т.п.  являются объектами познания. В эвристическую программу, как объекты познания  входят:

    • законы развития систем,
    • теория подобия и моделирования,
    • основы конструирования, включающие в себя: функционально-конструкторский (ФКА), функционально-технический (ФТА), функционально-физический (ФФА), функционально-стоимостной анализы (ФСА) ТС (технической системы) и т.п.

    В рамках эвристической программы развивающей образовательной среды автором разработаны:

    • программы курсов теплотехники и гидравлики, построенных согласно законам развития технических систем;
    • программа курса «Основы творческой деятельности», прошедшая экспертизу НИИВО  и КС УМО;
    • программы спецкурсов, имеющих сквозную, преемственную направленность:  «Развитие сильного мышления»,  «Методы активизации мышления»,  «ТРИЗ – технология развития сильного мышления», «Жизненная стратегия творческой личности»;
    • изданы учебные пособия по гидравлике, теплотехнике и основам творческой деятельности в 2-х частях [10].

    Резюме:

    1. Системный подход позволяет обосновать и разработать целостную, программно-целевую, инновационную стратегию формирования творческой личности специалиста в период профессиональной подготовки, обеспечивающую универсальность и опережающий уровень знаний, высокую скорость восприятия и сохранения в памяти информации, высокую мотивацию самостоятельного поиска новой информации в решении творческих задач.

    2. Практически  проверена и доказана эффективность модульной системы обучения. Результаты многолетнего педагогического эксперимента, проведенного внутри 3-х общетехнических дисциплин и четырёх спецкурсов, показали, что внедрение модульной технологии в фундаментализацию обучения, интенсифицировать процесс обучения за счёт эвристической направленности курсов учебных дисциплин, позволяющей, без особой перегрузки студентов, осуществлять перенос центра тяжести на систематическую самостоятельную работу, которая активизирует творческую деятельность студентов.

    3. Позитивные результаты эксперимента подтверждены творческими работами студентов конструкторского, изобретательского  и научно-исследовательского характера. Работы студентов опубликованы в печати, отмечены дипломами 1-2-ой степени на конкурсах лучших студенческих работ МПГУ, грамотами  и медалями  Российской Федерации, грамотами ЭКСПО-2003. Эксперимент может быть продвинут на другие базовые, специальные и гуманитарные дисциплины, составляющие основу профессиональной подготовки будущих специалистов.

    Литература

    1.  Альтшуллер Г.С. Творчество как точная наука. М.: Советское радио. 1979.

    2. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука. Тектология. т.2. Механизм расхождения и дезорганизация. М.: Товарищество книгоиздательство писателей в Москве. 1917. С. 11.

     3. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Законы развития и прогнозирования ТС. Кишинев: МНТЦ Прогресс. Картя Молодовеняска, 1989.

    4. Злотин Б.Л., Зусман А.В. Придти на полигон // Как стать еретиком. Петрозаводск: Карелия,1991.

    5. Каплан Л.А., Шапиро В.С., Гриншпун В.А. Построение иерархической структуры законов развития ТС для проекта «Кассандра» // ТРИЗ. № 1. 1994. С. 42.

    6. Половинкин А.И. Законы строения и развития техники. Постановка проблемы и гипотезы. Волгоград: Волг.ПИ. 1985.

    7. Саламатов Ю.П. Система развития законов техники // Шанс на приключение. Петрозаводск: Карелия, 1991.

    8. Системность в психологии. Избранные логические труды // Под ред. В.А.Барабанщикова, Д.Н.Завалишиной, В.А.Пономоренко. М. — Воронеж, 1996.

    9. Уголев А.М. Эволюция пищеварения и принципы эволюции функций. Л.: Наука. 1985.

    10. Тимофеева Ю.Ф. Основы творческой деятельности. Учебное пособие в 2-х частях. М.: Прометей. 2002. 298 с.;  2003. 136 с.


    * Более адекватным был бы термин «состав» — Прим. ред.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий