Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    Подростки. Познавательные потребности и креативность

    Шрагина Л.И.,

    Глазунова М.А.

    г. Одесса,

    Христианский гуманитарно-экономический университет, СШ  № 35

    ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ И КРЕАТИВНОСТЬ

    ПОДРОСТКОВ  В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ

    НА ОСНОВЕ «Опережающей педагогики»

     

     

    Цели : развить вкус  к творчеству,… использовать как «живую воду», стимулятор интереса к основным  учебным предметам.

    Г.С. Альтшуллер

    Потребности являются источником мотивации человека к различным формам деятельности. Одна из ведущих потребностей – познавательная – проявляется как потребность в познании окружающего мира. Учебно-познавательная потребность выступает как мотивация человека к добыванию, усвоению и применению новых знаний. Актуальнейшей проблемой нашего времени является необходимость поддержки учебно-познавательной потребности у подростков в связи с резким снижением их интереса к учебной деятельности.

    В подростковом возрасте познавательная потребность проявляется через:

    • потребность в успехе, проверку своих возможностей;
    • потребность в самореализации и развитии собственного «Я».

    Так как основной формой деятельности школьников является учёба, то потребности эти должны были бы приводить к появлению учебно-познавательной мотивации. Мотивация учебной деятельности как свойство личности подростков должна проявляться в активном пополнении знаний, овладении интеллектуальными  умениями и навыками, чего как раз в реальной школьной жизни и не наблюдается.

     Одним из ведущих факторов, которые влияют на формирование познавательных потребностей подростков, является методика обучения. Более трёх лет (с 5 по 7 классы) продолжался эксперимент по внедрению в учебный процесс «Опережающей педагогики» – инновационной технологии на основе ТРИЗ, разработанной Лабораторией «ТРИЗ- Украины» Христианского      гуманитарно-экономического          университета   (г. Одесса) [2]. В ходе эксперимента возникла гипотеза о возможной связи у подростков уровня развития познавательных потребностей с уровнем  креативности личности. Для проверки этой гипотезы было проведено специальное исследование.

    В исследовании  приняло участие 48 учеников 8-х классов: 24 – из экспериментального класса и 24 – из контрольного. Чтобы уменьшить эффект  прикрытия социально желаемыми нормами, были использованы взаимодополняющие методы, а в ответах учащихся изучалась их осознанность и повторяемость мотивационной ориентации.

    Для проведения исследования были использованы:

    а)  тест Медника  RAT  –  для  диагностики  уровня  креативности [3];

    б) методика «Создать метафору» – для диагностики метафорических способностей как ведущего компонента в структуре креативности  [5];

    в) методика «Создать предложения из трех слов» – для диагностики уровня развития воображения;

    г) методика «Незаконченные предложения» – на выявление мотивов к познавательной деятельности;

    д) методика «Значимые слова» – на выявление уровней познавательной потребности;

    е) «Карта для диагностики познавательной активности подростков» – для определения среднего по классу уровня мотивации познавательной деятельности  [4];

    ж) методика изучения вида мотивации (внешней  или внутренней) к изучению учебных предметов (по Казанцевой Г.Н.).

    Результаты исследования (см. таблицу) показали, что экспериментальный класс, по сравнению с контрольным, имеет достоверное отличие в преобладании познавательных мотивов. По уровню развития учебно-познавательной потребности все учащиеся на основании этих результатов могут быть разделены на три группы:

    1. Учащиеся с низким уровнем познавательной активности: их 33% в экспериментальном классе и 21% в контрольном. Эти подростки имеют аморфные познавательные интересы к школьному учебному материалу, в учебном процессе практически не участвуют и не задают никаких вопросов,  дополнительной литературы не читают. У них также очень низкий уровень развития мотивации учебной деятельности: они учатся, так как этого требуют родители и учителя. Мотивы самообразования у этих подростков отсутствуют, а мотивация учения – только внешняя. Как правило, у них отсутствуют жизненные планы, связанные с общим образованием, или об этих  планах упоминается достаточно формально – только потому, что они социально одобряемы.

    2. Учащиеся со средним уровнем познавательной активности (21% в экспериментальном классе и 79% в контрольном классе), так как у этих подростков познавательная активность проявляется ситуативно: они не стремятся к активной учебной деятельности вне школы, в основном мало читают, ссылаясь на нехватку времени, на уроках могут  проявлять активность, но мотивом их активности чаще всего выступает желание получить хорошую оценку. Для этих подростков характерно преобладание внешней мотивации учения – а таких в контрольном классе 85%! Поэтому, хотя они уже и осознают важность и необходимость учёбы и труда, но часто очень приблизительно. Подросток изучает материал только тех предметов, которые считает важными для себя.

    3. Учащиеся с высоким уровнем познавательной активности – его  показали только подростки экспериментального класса (46%). Эти дети с удовольствием занимаются учебной деятельностью не только на школьных уроках: в седьмом классе, например, они в свой выходной день ходили на факультатив «Развитие системного мышления». Они очень эмоционально относятся к интеллектуальной деятельности, чувствительны к проблемам и противоречиям в учебном материале, задают много вопросов учителям и предпочитают самостоятельно найти ответы на вопросы учителей, затевают дискуссии и активно в них участвуют, умеют аргументировано отстаивать свою точку зрения, много  читают, чтобы повысить уровень своих знаний и умение их применять. Подростки этой группы осознают необходимость владения умением учиться, с интересом выполняют предлагаемые нами задания и упражнения, чтобы развить собственные познавательные способности. Внутренняя мотивация учебной деятельности, познавательная активность и деятельность этих подростков (62% в экспериментальном классе  и 15%  в контрольном классе) в целом ориентируют их на освоение способов, приёмов и содержания учения.

    Но, как хорошо видно из результатов исследования по тесту Медника и творческим методикам, именно эта группа подростков имеет высокие показатели креативности личности, и в целом как раз по этим более специфическим показателям экспериментальный класс оставил далеко позади контрольный. Такая корреляция позволяет говорить о связи познавательной активности с творческими способностями.

    Интересным показателем представляется количество учащихся  среднего уровня экспериментального класса – она самая малочисленная (21%), в то время как в контрольном классе группа среднего уровня очень велика (79%), а показателей высокого уровня нет ни у кого. А так как возможности воспитания познавательной активности у подростков, имеющих средний уровень развития учебно-познавательной мотивации, шире, то, на наш взгляд, подростки из средней группы экспериментального класса «перешли» на высокий уровень именно под влиянием методологии обучения на основе ТРИЗ.

    Таблица

    Итоги экспериментального исследования

     

    Результаты, полученные по методикам

    Данные по классу

    Эксперимен-тальный

    Контрольный

    Методика «Незаконченные предложения» – на выявление мотивов к познавательной деятельности

    3,04

    1,25

    Методика «Значимые слова» – на выявление уровней познавательной потребности

    4,15

    2,15

    «Карта для диагностики познавательной активности  подростков» – для определения уровня  мотивации познавательной деятельности (среднего по классу)

    2,12

    1,79

    Распределение по уровням

    (в %)низкий

    33

    21

    средний

    21

    79

    высокий

    46

    0

    Анкета Казанцевой на выявление:  внешней учебной мотивации

    38

    85

    внутренней учебной мотивации

    62

    15

    Тест Медника (индекс оригинальности)

    0,9

    0,4

    Оригинальность метафор

    0,51

    0,23

    Уровень развитости воображения

    0,54

    0,26

     

    Полученные результаты позволяют сделать вывод, что инновационная технология «Опережающая педагогика» на основе ТРИЗ способствует развитию творческого мышления учащихся, что, в свою очередь, способствует развитию познавательной потребности и – самое главное – её переходу на новый уровень – творческий.

    Литература

     

    1. Альтшуллер  Г.С.  Теория решения изобретательских задач  как основа  развития творческого мышления учащихся. // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. М.: Народное , 2003. С. 3-12.

    2. Глазунова М.А., Меерович М.И., Шрагина Л.И. Интегрированное обучение на основе ТРИЗ: результаты двухлетнего эксперимента // Новые ценности образования: ТРИЗ-педагогика. М.: Народное образование, 2003. С. 97-102.

    3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей.  СПб.: Издательство «Питер», 2000. 368 с.

    4. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника.  Ярославль. 1997.

    5. Шрагина Л.И. Конструирование метафор в контексте психологии способностей. // Психологический журнал. 1999. Т.20. № 1. С. 78-85.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий