Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    Применение алгоритма анализа творческих задач для решения проблем преподавания курса

    Корзун  А. В.

    г. Минск,

    Государственный

    педагогический колледж №2

     Применение алгоритма анализа творческих

    ЗАДАЧ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСА

    «Развитие всех систем подчинено сходным закономерностям, поэтому многие идеи и механизмы могут быть использованы  при построении теорий решения нетехнических творческих задач»

    Г.С. Альтшуллер

    Закладывая методологию ТРИЗ в основу преподавания любого учебного курса вообще, и педагогики в частности, следует понимать, что этот шаг влечёт за собой системные изменения технологии преподавания. Минимальное требование для организации такой работы – педагог должен работать в режиме исследовательской деятельности. Следовательно, встаёт вопрос о применении подходов теории решения изобретательских задач для решения конкретных проблем, встающих перед преподавателем. Одна из них основана на конфликте между желанием педагога работать в заявленном русле и ограничениями, которые накладывают внешние обстоятельства (условия конкретного образовательного учреждения, ситуация в региональной системе образования и т.д.).

    Для решения педагогических задач изобретательского характера нами опробована модель работы с проблемой в рамках ОТСМ*-ТРИЗ, предложенная Т.А.Сидорчук и Н.Н.Хоменко [1], как адаптированный алгоритм решения творческой задачи на основе АРИЗ-85В Г.С.Альтшуллера.

    Алгоритм включает в себя следующие этапы работы над проблемой:

    1. Предварительное описание проблемной ситуации.
    2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации.
    3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия.
    4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата).
    5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение.
    6. Если решение понятно только как концептуальное, формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.
    7. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага № 3 и конкретизация решения.
    8. Рефлексия.

     С помощью этого подхода было решено несколько задач, возникших в процессе создания альтернативной системы профессиональной подготовки в нашем педагогическом колледже. Протокол анализа одной из них приводится ниже.

    Описание исходной ситуации. Учебный план для конкретной специальности в любом учебном заведении утверждён министерством образования. В нём предусматривается так называемый «вариативный компонент» для ведения факультативов и спецкурсов. Использование этого резерва зависит от решения методического совета учебного заведения, на котором  утверждается тот или иной спецкурс.

    В нашей конкретной ситуации внешние обстоятельства наложили ограничение на возможность использования части этого времени на спецкурс по ТРИЗ-педагогике. Возникла проблема: как осуществить реализацию задуманного?

    Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации. Для постановки задачи необходимо сделать анализ ситуации и ответить на три вопроса:

    1. Что нужно?

    2. Что есть?

    3. Почему нельзя получить то, что нужно?

    Что нужно? Нужно работать в рамках ТРИЗ-технологии с учащимися колледжа.

    Что есть? 1) Стандартный ресурс учебного времени, отведённый на изучение курса дошкольной педагогики (274 часа, из них 98 практических занятий) в течение 3-х лет обучения. 2) Программа по дошкольной педагогике, утверждённая Управлением образования и обязательная к реализации. Программа построена линейно и «привязана» к плану педагогической практики. 3) Право на изменение содержательной части программы общим объёмом до 15%. 4) Технология преподавания учебного курса. 5) Программа педагогической практики, построенная в соответствии с порядком тем, изучаемых на уроках педагогики и частных методик. 6) Система административного контроля, отслеживающего протекание реализации программ. 7) В ситуации задействован «человеческий компонент»: преподаватель, учащиеся, другие преподаватели, администрация колледжа.

    Почему невозможно получить то, что нужно? Программа по дошкольной педагогике сама по себе достаточно объёмна по содержанию, и введение вариативного компонента по ТРИЗ-педагогике не может уложиться в допустимые 15% изменений. Введение же фрагментов технологий, которые использует ТРИЗ- в работе с дошкольниками, на содержательном уровне неэффективны (проверено на практике): учащиеся воспринимают это не более как часть содержания, которое изучают в отрезок конкретного учебного времени.

    Нужно найти способ без дополнительного ресурса учебного времени познакомить учащихся с основами ТРИЗ как технологии решения проблем, сформировать навыки работы с различного рода проблемами, прежде всего педагогическими, научить пользоваться наработанными в ТРИЗ-педагогике технологиями обучения и развития детей дошкольного возраста.

    Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия. Если вносить изменения в учебный процесс, то преподаватель достигает своих целей, но возникают проблемы административного уровня. Если оставить существующий учебный процесс, как есть, то не будет административных проблем, но останутся нереализованными цели преподавателя.

    Нужно при минимальном изменении педагогического процесса (в идеале без всяких изменений) получить реализацию своих целей, избежав проблем административного порядка.

    Изменению не могут поддаваться время, отведённое на предмет (оно строго регламентировано), основное содержание программы (оно предусмотрено стандартом и выносится на контроль – административный и государственный), система контроля и последовательность педагогической практики (невозможность изменений объясняется позицией администрации).

    Учитывая  «человеческий фактор» следует понимать, что изменить мотивы коллег-администраторов, а также коллег-преподавателей – дело затратное по моральным и  временным параметрам.

    Изменению могут поддаваться вариативный компонент содержания программы по предмету и технология преподавания.

    Учитывая особенности педагогического процесса в учреждении, следует понимать, что контроль осуществляется, прежде всего, по содержательному компоненту программы. Осуществить поурочный контроль над используемой технологией невозможно, и нет необходимости.

    Очевидно, что изменению на первом этапе должна подвергнуться не вся система, а только та её часть, которую в сегодняшней ситуации можно менять. Это технология преподавания.

    Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата). Технология преподавания курса строится так, что базовые механизмы ТРИЗ сами усваиваются на изучении традиционного материала.

    Выявление ресурсов и выход на конкретное решение. Ресурсом в данном случае становится содержательный компонент программы. Он становится информационным фондом для выявления проблем и их разрешения, для изучения законов развития систем, для ознакомления с основами жизненной стратегии творческой личности (ЖСТЛ). При этом необходимые понятия учащиеся осваивают в процессе работы с педагогическим материалом.

    Формулировка подзадач, которые необходимо решать для дальнейшей работы по построению альтернативной модели профессиональной педагогической подготовки.

    1. Создание альтернативной программы по дошкольной педагогике. Сегодня создан рабочий вариант такой программы, в котором сделаны необходимые акценты: на каком содержании какие положения ТРИЗ изучаются.

    Несколько примеров:

    ЖСТЛ – на примере жизни и деятельности педагогов прошлого, а также при анализе воспитательно-образовательных задач массовых дошкольных учреждений.

    Противоречия:

    • на примере психологических кризисов развития личности,
    • на примере изучения тем, связанных с выработкой у детей определённых норм и правил поведения (противоречия между мотивами ребёнка и возможностью выполнения требований взрослых, между  особенностями психо-физиологического развития возраста и субъективными претензиями педагога или родителей и т.д.);
    • на примере анализа и решения проблем, связанных с «несрабатыванием» традиционных (типовых) подходов к обучению дошкольников и т.д.

    Законы развития систем – на примере выявления закономерностей развития отдельных социальных и педагогических систем.

    Механизмы построения прогнозов развития – на примере прогнозирования развития отдельных педагогических систем, последствий применения конкретного решения педагогической задачи и т.д.

    Всё, что касается конкретных методик работы с детьми, и есть 15 % допустимых изменений в содержательной части программы: развивающие игры по системному диалектическому мышлению, моделирование на основе моделирования «маленькими человечками» (ММЧ), тренинги по решению различных видов творческих задач с дошкольниками при изучении раздела «Дидактика детского сада» и др.

    2. Коррекция содержания учебных курсов частных методик, наполнение этого содержания технологиями, разработанными ведущими специалистами по ТРИЗ-педагогике и способами использования различных инструментов РТВ.

    Методика развития речи:

    •  Методика обучения детей дошкольного возраста составлению рифмованных текстов.
    •  Методика обучения дошкольников творческому рассказыванию по картине на основе методики И.Н.Мурашковской «Картинка без запинки», Т.А. Сидорчук «Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине».
    •  Методика анализа смысла литературных сюжетов с помощью ситуативной игры «Да-Нет».
    •  Методика работы со сказками И.Н.Мурашковской «Сказка, отворись!»
    • Методика А.А.Нестеренко «Страна загадок».
    • Обучение сочинению сказок на основе алгоритмических цепочек.

    Методика формирования элементарных математических представлений:

    • Методика использования игры «Да-Нет» для освоения детьми различных видов пространства.
    • Методика использования игры «Да-Нет» для освоения детьми числовой прямой.
    • Системный оператор как инструмент освоения дошкольником состава числа.
    • Морфологический анализ, кольца Луллия как инструмент усвоения сенсорных эталонов формы, цвета и размера в разных возрастных группах.
    • Ознакомление старших дошкольников с временными представлениями с помощью ТРИЗ-инструментария.

    Методика ознакомления дошкольников с природой:

    • Моделирование (ММЧ) как инструмент формирования представлений о явлениях неживой природы.
    • Формирование представления о линии жизни объектов живой природы с помощью системного оператора.
    • Игры по развитию системного диалектического мышления на основе природоведческого материала.

    В зависимости от моделей, в которых работает преподаватель, готовые технологии могут варьироваться.

    3. Коррекция плана педагогической практики с целью обеспечения условий для апробации создаваемых инструментов и изучаемых методик в работе с детьми.

    4. Систематическое обучение коллег-преподавателей, принимающих участие в проекте с целью оказания помощи в овладении технологией на уровне проектирования собственной системы преподавания.

    В процессе решения каждой из этих подзадач возникают свои проблемы, которые также могут быть решены описанным походом.

    Созданная нами модель апробируется в Минском государственном педагогическом колледже с 2001 года. Подготовительным этапом к её внедрению была экспериментальная работа с 1995 г. по 2001 г., которая помогла выявить проблемы и создала возможность подойти к их решению.

    Литература

     

    1. Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003. С.105-108.


    * ОТСМ – общая теория сильного мышления.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий