Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    ТРИЗ в мотивации студентов

    Медушевская С.С.

    г. Минск,

    Государственный

    педагогический колледж №2

    Использование  адаптированных методов теории решения изобретательских задач

    в формирование МОТИВАЦИИ Студентов

    К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

    Эффективность современного занятия в значительной мере, по нашему мнению, определяется целым рядом признаков: степенью активности и заинтересованности студентов в учебно-воспитательном процессе; наличием  положительной установки на познавательную деятельность вообще и на конкретное занятие в частности; вниманием с первой до последней минуты занятия; количеством вопросов, возникающих у учащихся. Ещё один показатель заинтересованности – количество желающих отвечать.

    Чтобы разбудить интерес к учебной деятельности, как на самом уроке, так и в домашней среде, качественно сформировать профессиональные умения, необходимо, по нашему мнению, специальным образом организовывать деятельность учащегося, его «проживание» на занятии. На наш взгляд, повышению мотивации во время организации обратной связи и проведения  контроля могут способствовать адаптированные для образовательного процесса и к работе с учащимися методы теории решения изобретательских задач () и развития творческого воображения (РТВ).

    Чтобы актуализировать знания учащихся, т.е. определить уровень их знаний, уточнить, углубить и расширить необходимые понятия, разрушить ошибочные представления, мы стали использовать, и довольно успешно, разные инструменты  ТРИЗ и РТВ.

    Так на втором курсе в рамках практикума по естествознанию учащиеся изучают такие темы, как: «Характеристика обитателей уголка природы (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, декоративные рыбы, млекопитающие)» и «Организация огорода, цветника, озеленение участка». Для проведения устного и письменного опросов учащихся используются морфологические дорожки «Город Сезонов» и «Город пяти помощников» (на основе метода морфологического анализа), морфологической таблицы для систематизации знаний о признаках объектов, системный оператор, игры-задачи «Да-Нет». Приведём несколько примеров.

    1. Загаданный объект «Да-Нет» – черепаха (сухопутные черепахи могут содержаться в уголках природы детского сада).

    Для того чтобы вычислить её, учащимся, работающим в паре, придётся преодолеть сложную ступенчатую дорожку-классификацию: природный мир – животные – клеточные  рептилии – отряд черепахи – вид: сухопутная или степная.

    2. Золотая рыбка: животные – позвоночные – класс рыбы – декоративные  – холодноводные – икромечущие – семейство карповых.

    Пропуская эти же объекты через морфологическую дорожку «Город Сезонов», учащиеся показывают знания не только внешнего вида объекта, его передвижения, среды обитания, особенности питания и т.д., но и сезонные изменения в жизни данного объекта.

    Чтобы выявить знания учащихся о комнатных растениях, нами используются для письменных (индивидуальных и фронтальных) опросов морфодорожки «Путешествие в Экофакторию» и «Описание комнатного растения». Выясняются знания о конкретном комнатном растении: подробный внешний вид, строение листа, стебля, цветка, особенности роста, развития, способы размножения, отношение к свету, влаге, теплу, почве.

    Контроль усвоения учащимися содержания раздела учебной программы, например, о сезонных изменениях в природе,  мы организовываем как письменный опрос с помощью многоэкранной схемы (системного оператора). «Осень: ранняя, золотая, глубокая (поздняя)». Опрос может проводиться как по конкретному объекту, например, бабочка боярышница, так и по экосистеме (биоценоз) в целом. Например, лес (водоём, поле).

    При изучении темы «Ознакомление дошкольников с объектами неживой природы» в разных формах письменного опроса можно использовать методику моделирования маленькими человечками (ММЧ). Она помогает выявить умение учащихся абстрагироваться, использовать модели в решении исследовательских задач, понимать сущность физических явлений, происходящих в неживой природе. «Маленькие человечки» помогают выяснить степень понимания явлений у учащихся.

    Многолетняя работа с учащимися педагогического колледжа  показала, что для устного парного опроса лучше использовать игры-задачи «Да-Нет», а вот для письменного индивидуального и фронтального опросов одинаково хорошо подходят методы морфологического анализа и многоэкранная схема сильного мышления (системный оператор).

    Собственный практический опыт показывает, что чаще всего наименее эффективной и скучной частью урока может стать проверка домашнего задания, а ведь оно  – логическое продолжение работы на уроке. Домашние задания, как самостоятельная форма работы учащихся, нацелены на формирование у студентов навыков аналитико-синтетической работы над материалом, изучения справочной литературы, практической организации работы с дошкольниками, на примере ознакомления дошкольников с природой.

    На первый взгляд может показаться, что такая «многослойность» ведёт к перегрузке учащихся. Но всё зависит от трудоёмкости отдельных работ, от общего объёма задания. Наблюдения за выполнением учащимися разноуровневых и разнообъёмных домашних заданий позволили сделать предварительный вывод: лучший результат в достижении поставленных задач даёт выполнение нескольких небольших разнообразных заданий, чем одно большое.Одной из форм выполнения домашнего задания мы выбрали составление загадок об объектах природы с помощью опор-алгоритмов (методика А.А. Нестеренко «Страна Загадок»). На материале загадок стали разрешать множество задач: от систематизации свойств предметов и явлений до построения моделей и развития ассоциативного мышления. В то же время сочинение загадок – это реализация творческого потенциала учащихся.

    Всё это способствует более качественному усвоению нашими студентами учебного материала. Проследить это удобно с помощью таблицы.

    На наш взгляд, повышению мотивации во время организации обратной связи и проведения  контроля могут способствовать адаптированные для образовательного процесса и к работе с учащимися методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развития творческого воображения (РТВ).

    Таблица

    Уровни усвоения учащимися знаний по предмету

    1 уровень

    «Знакомство»

    2 уровень

    «Усвоение»

    3 уровень «Умения

    и навыки»

    4 уровень

     «Творчество»

    Характеристика сформированных способностей учащихся Учащийся способен лишь узнавать соответствующие этому элементу предметы, процессы, свойства, если они представлены ему сами или в виде описания, изображения. Учащийся способен воспроизвести(повторить) изученную информацию, действия. Учащийся способен выполнять изученные действия в новых условиях, при новом содержании. Учащиеся самостоятельно создаёт творческие продукты или применяет навыки формирования творческой деятельности у дошкольников на основе природоведческого материала.
    Требования к организации обучения Учащийся для усвоения на этом уровне должен внимательно и активно работать на занятиях, понять изложенный материал и запомнить его настолько, чтобы узнавать. Для обеспечения второго уровня усвоения необходимо провести закрепление, организовать самоподготовку учащегося к активному воспроизведению нового материала. Для этого действия преподавателя обязательно приходится дополнять организацией специальных упражнений в виде практических и лабораторных работ, проектов, практики и т.п. Для этого должно организовываться специальное обучение учащихся творческой деятельности.

    (повторить) изученную информацию, действия.Учащийся способен выполнять изученные действия в новых условиях, при новом содержании.Учащиеся самостоятельно создаёт творческие продукты или применяет навыки формирования творческой деятельности у дошкольников на основе природоведческого материала.Требования к организации обученияУчащийся для усвоения на этом уровне должен внимательно и активно работать на занятиях, понять изложенный материал и запомнить его настолько, чтобы узнавать.Для обеспечения второго уровня усвоения необходимо провести закрепление, организовать самоподготовку учащегося к активному воспроизведению нового материала.Для этого действия преподавателя обязательно приходится дополнять организацией специальных упражнений в виде практических и лабораторных работ, проектов, практики и т.п.Для этого должно организовываться специальное обучение учащихся творческой деятельности.

    Использование адаптированных для образовательного процесса и к работе с учащимися методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и развития творческого воображения (РТВ) для организации обратной связи и проведения  контроля способствует решению сразу несколько задач:

    1. создание мотивации на уроках вообще и во время контроля в частности;
    2. снятие психологической инерции;
    3. формирование навыков системного диалектического мышления;
    4. формирование навыков применения элементов ТРИЗ-РТВ в работе с дошкольниками.
    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий