Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    ТРИЗ-педагогика в современном молодежном научном творчестве

    КОЗЛОВ А.В.

    ПОГРЕБНАЯ Т.В.,

    СИДОРКИНА О.В.

    г. Красноярск,

    Красноярский государственный технический университет,

    Красноярский краевой Институт ПК РО, СШ № 82

     

    - В СОВРЕМЕННОМ МОЛОДЁЖНОМ НАУЧНОМ ТВОРЧЕСТВЕ

     Развитие молодежного научного творчества является актуальной задачей для каждой страны, стремящейся к экономическому и социальному прогрессу. В настоящее время, когда уровень жизни населения каждой страны всё более непосредственно зависит от производства в этой стране интеллектуальной продукции, когда передовые страны мира, в том числе Россия, провозглашают инновационный путь развития, молодёжное научное творчество становится важнейшей частью подготовки высококвалифицированных кадров для реализации названных задач.

    До перестройки в бывшем СССР было развито движение научно-технического творчества молодёжи (НТТМ). Во время перестройки были созданы Центры НТТМ, которые в условиях рыночной экономики стали обычными коммерческими предприятиями, утратив молодёжную специфику. Однако в связи с сохранившейся и развивающейся потребностью в молодёжном научном творчестве, стали формироваться, главным образом, по инициативе ВУЗов, другие программы, наиболее развитая из которых в настоящее время – программа «Шаг в будущее», патронируемая МГТУ им. Н.Э. Баумана и МГУ им. М.В. Ломоносова. Эта программа, согласно распоряжению Правительства Российской Федерации, является составной частью кадрового обеспечения отечественной науки.

    Названная программа, в которой принимают активное участие организации, где работают авторы, с самого начала своей деятельности не только стремится вовлечь молодых исследователей: учащихся и студентов России, создать для них единую научно-образовательную среду, но и вовлечь профессиональных работников: организаторов и руководителей молодёжной науки, обобщить их опыт и распространить наработанные ими эффективные методы руководства молодёжным научным творчеством.

    В ряде регионов России ко времени формирования программы «Шаг в будущее» было развито применение в молодёжном научном творчестве теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Научные работы учащихся, выполненные на основе ТРИЗ, с самой первой Всероссийской конференции «Шаг в будущее» (1994 г.), стали занимать призовые места, а руководители этих работ – удостаиваться Свидетельств о высоком уровне руководства молодёжным научным творчеством. В последние годы программа «Шаг в будущее» развивает обучение через научную деятельность с ориентацией на его применение в интегрированных образовательных системах, какими могут быть, например, начавшие формироваться с 2001 г. университетские комплексы.

    В связи с новыми разработками в ТРИЗ-педагогике, созданием методов применения её при изучении нового материала, определением путей взаимодействия ТРИЗ-педагогики с другими инновационными педагогическими системами, стало возможным и целесообразным применение ТРИЗ-педагогики как фактора существенного повышения эффективности обучения через научную деятельность, а также как фактора внедрения обучения через научную деятельность, научного творчества в разнообразные виды внеклассных занятий, на которых раньше научное творчество не представлялось возможным.

    С 2003 г. на основе опыта и разработок программы «Шаг в будущее» ведётся работа по формированию программы содействия развитию научно-исследовательской работы студентов и научно-технического творчества молодёжи, по заказу Министерства образования и Национального Фонда подготовки кадров. В этой программе находят отражение названные новые разработки в ТРИЗ-педагогике, выполненные Координационным центром программы «Шаг в будущее» по Красноярскому краю, базовой организацией которого является Красноярский государственный технический университет (КГТУ), а участниками – Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования (КК ИПК РО, лаборатория ТРИЗ-педагогики) и ряд школ, лицеев, гимназий, профессиональных училищ Красноярска и края.

    Таким образом, развитие программы «Шаг в будущее» существенно способствует интеграции ТРИЗ-педагогики в образовательное пространство России. В то же время, это налагает на ТРИЗ-педагогику, на специалистов по этой инновационной системе, на учителей и педагогов дополнительного образования, применяющих её, новые требования и новую ответственность.

    Одним из наиболее важных названных требований представляется серьезная методическая проработка вопросов развития молодёжного научного творчества на основе ТРИЗ, с тем, чтобы это творчество могло распространяться по всей территории России, включая удалённые и периферийные районы.

    Для эффективного вовлечения в научное творчество молодёжи из любых районов необходимо, чтобы первоначальное руководство научным творчеством могли осуществлять школьные учителя, мастера производственного обучения профессиональных училищ, педагоги дополнительного образования.

    Новые разработки в ТРИЗ-педагогике, включая применение ТРИЗ при изучении нового материала, позволяют это сделать. Под руководством педагогов, прошедших соответствующее повышение квалификации, обучающих учащихся своим предметам на основе ТРИЗ-педагогики, это подтверждено практикой, и затем организующих применение учащимися полученной подготовки на внеклассных занятиях, выполняются научные работы высокого уровня, занимающие призовые места не только на региональных, но и на Всероссийских молодёжных научных конференциях, выставках, конкурсах, оформляемые как заявки на изобретения и получающие патенты.

    Как правило, названные педагоги руководят созданием учащимися принципиально новых идей, посвящённых совершенствованию различных систем, изучаемых ими на уроках или на внеклассных занятиях. Из всей истории изобретательства известно, что принципиально новые идеи, содержанием которых являются структурные изменения систем, часто создаются не специалистами в данной области. В то же время, для реализации этих принципиально новых идей в виде конкретных конструкций необходимы серьезные количественные расчёты, которые могут быть сделаны только специалистами в соответствующих областях или под их руководством.

    Соответственно этому, Координационным центром программы «Шаг в будущее» по Красноярскому краю организована и расширяется система подготовки научных работ учащихся на основе ТРИЗ, включающая:

    • подготовку педагогических кадров в лаборатории ТРИЗ-педагогики КК ИПК РО – участника Координационного центра, в том числе выездное курсовое обучение в территориях Красноярского края;
    • создание учащимися на основе ТРИЗ идей для научных работ под руководством названных педагогических кадров на уроках и внеклассных занятиях;
    • консультации учёных и специалистов для учащихся – авторов наиболее перспективных идей;
    • представление лучших идей, созданных учащимися, на конференциях Координационного центра;
    • отбор идей, представленных на названных конференциях, на Всероссийские молодёжные научные форумы, развитие этих идей при консультациях ученых и специалистов.

    Для этой системы подготовки научных работ разработана методика двойного руководства, компоненты которой описываются ниже.

    Каждому учащемуся – молодому исследователю – назначаются два научных руководителя. Один из руководителей, как и раньше, при прежней системе организации молодёжного научного творчества – учёный или специалист в соответствующей области науки, второй – методолог творчества. Задача методолога творчества – помочь учащемуся сформулировать актуальную научную проблему, для чего в ТРИЗ существуют соответствующие методы, основанные на анализе полезных и вредных функций системы, её степени идеальности, этапа развития (положения на S-образной кривой) и др. В дальнейшем методолог творчества ставит молодому исследователю вопросы по определённому алгоритму, близкому к алгоритму решения изобретательских задач (АРИЗ), а учёный предоставляет молодому исследователю соответствующую базу знаний и опыта: как собственных, так и опыта и знаний своих коллег, опыта и знаний, изложенных в научной литературе. В результате получается эффективное научное руководство работой учащегося по решению проблемной задачи. Кроме учёного – научного руководителя, могут назначаться другие учёные – консультанты, в том числе и специалисты из других областей науки.

    С обязанностями методологов творчества, как показывает практика, успешно справляются учителя, мастера производственного обучения, педагоги дополнительного образования, прошедшие соответствующее повышение квалификации по системе ТРИЗ-педагогика.

    В случаях, когда постоянные непосредственные контакты молодого исследователя с учёными и специалистами затруднены или невозможны (например, в удалённой или периферийной территории), первоначально руководство его научной работой осуществляется методологом творчества. Первоначальную информацию ему предоставляют учителя, источниками информации также являются имеющиеся в образовательном учреждении и населённом пункте книги, справочники, электронные учебники и другие материалы. Использование системы Интернет, вместе с подготовкой педагогов по системе ТРИЗ-педагогика, позволяет эффективно организовывать молодёжное научное творчество в удалённых и периферийных территориях. Интернет при этом становится не только источником информации, но и средством для дистанционных консультаций учёных и специалистов.

    Кроме инновационной организации научного руководства, применение ТРИЗ в молодёжном научном творчестве приводит к инновационной организации молодёжных научных конференций и симпозиумов. Обычно на таких молодёжных научных мероприятиях, в том числе организуемых Научными обществами учащихся (НОУ), как и на взрослых, заседания проводятся главным образом по секциям, соответствующим различным научным направлениям. Заседания этих секций в основном проходят параллельно. Если же на конференции заслушиваются в основном доклады по научным работам, выполненным на основе ТРИЗ, то секции по возможности проводятся последовательно во времени, с тем, чтобы на каждой из них могли присутствовать все или значительная часть участников конференции. Дело в том, что когда научные работы выполняются на основе ТРИЗ, то во всех этих работах присутствует составляющая, понятная всем участникам, независимо от тематики их собственных научных работ. Эта составляющая – применение методов ТРИЗ для решения различных проблем, которым посвящены научные работы. Её можно назвать метапредметной или метапроблемной составляющей. Практика неоднократно показывала, с каким интересом учащиеся, выполнившие научные работы, например, в области биологии или истории, выслушивали участников, выполнивших научные работы, например, по технике или физике, с интересом задавали друг другу вопросы, делали предложения по дальнейшему развитию научных работ. Инновационной становится и работа жюри, в состав которого, наряду со специалистами по конкретным областям науки, вводятся специалисты по ТРИЗ и ТРИЗ-педагогике, а главными критериями оценки докладов становятся шкала уровней изобретений и шкала фантазии Г.С.Альтшуллера.

    Для максимально быстрого распространения системы ТРИЗ-педагогики в молодёжном научном творчестве Координационным центром разработана, постоянно совершенствуется и реализуется с 1998 г. программа летних профильных школ «Шаг в будущее». На этих профильных школах, в которых участвуют главным образом учащиеся из периферийных и удалённых районов, проводится изучение ТРИЗ и создание на основе ТРИЗ идей для научных работ. По существу, летние профильные школы «Шаг в будущее» в Красноярском крае не заканчиваются с их официальным завершением, а продолжаются в течение учебного года в виде работы их участников над продолжением, завершением и оформлением своих научных работ. При этом для них организуются дистанционные консультации учёных и специалистов по электронной почте, а в отдельных случаях и выездные консультации в тех территориях, откуда на профильные школы приезжало наибольшее количество участников. Как правило, это те территории, где проводится выездное обучение по ТРИЗ-педагогике, при этом консультации учащихся, заслушивание их работ проводятся в присутствии педагогов-слушателей и является частью курсов повышения квалификации.

    В составе летних профильных школ, как правило, организуются следующие модули обучения:

    1. «Выбор достойной цели». Содержание: алгоритм постановки проблемной задачи, постановка конкретной проблемной задачи с применением названного алгоритма.

    2. «Системный и диалектический анализ». Содержание: Понятия «система», «функция», «не-система», «антисистема», «со-система», «системный оператор», «развитие», «противоречие». Анализ конкретных систем, в которых существуют проблемы, выбранные участниками на занятиях по 1-му модулю.

    3. «Решение проблемы». Содержание: Принципы устранения технических противоречий, приемы устранения физических противоречий, стандарты на устранение противоречий. Решение участниками своих проблемных задач с помощью принципов, приёмов, стандартов.

    4. «АРИЗ». Содержание: алгоритм решения изобретательских задач «АРИЗ-85В». Решение участниками своих проблемных задач с помощью АРИЗ.

    5. «ФСА». Содержание: функционально-стоимостной анализ. Решение участниками своих проблемных задач с помощью ФСА.

    6. «РТВ». Содержание: методы развития творческого воображения.

    7. «Информационный фонд». Содержание: консультации участников приезжающими на политехническую школу ведущими учёными и специалистами, информационный поиск в Интернете.

    8. «Подготовка научной работы». Содержание: структура научной работы, статьи, доклада, тезисов доклада. Оформление участниками своих научных результатов в виде научных работ и докладов.

    9. «Научная конференция». Содержание: доклады участников о своих научных разработках по решению проблемных задач.

    Всеми участниками выполняются модули №№ 1-3, 7-9. В зависимости от выбранных участниками политехнической школы конкретных проблемных задач, часть из них выполняет также модули №№ 4-6.

    Участники политехнической школы делятся на целевые группы в зависимости от выбранных ими проблем для решения: техники, энергетики, экологии, информатики, социологии, экономики, права, человековедения, искусствоведения, безопасности жизнедеятельности, литературы, медицины, образования, спорта и др.

    На заключительной конференции участниками политехнической школы делаются доклады, в каждом из которых содержатся собственные научные результаты авторов, в соответствии с требованиями программы «Шаг в будущее». Одновременно с конференцией проводится конкурс научных работ участников, в жюри которого участвуют специалисты по ТРИЗ, а также учёные и специалисты, консультировавшие участников по конкретным направлениям науки и техники. В соответствии с описанной выше методикой, секции этих научных конференций проводятся последовательно, и все доклады заслушиваются всеми участниками.

    В настоящее время Координационный центр программы «Шаг в будущее» по Красноярскому краю ведёт работу по разработке методов оценки научных работ молодых исследователей, выполненных на основе ТРИЗ, для экспертных советов и жюри молодёжных научных конференций, конкурсов, выставок, на которых работы, выполненные на основе ТРИЗ, составляют лишь часть всех представленных работ. В том числе, это Всероссийские конференции и выставки «Шаг в будущее», куда направляются лучшие научные работы с названных выше конференций. На таких молодёжных научных форумах доклады заслушиваются на секциях, проходящих параллельно, а в жюри, как правило, не оказывается специалистов по ТРИЗ. В целях обеспечения максимальной объективности оценки, предлагается, аналогично описанному выше двойному руководству, организация двойной экспертизы: специалист по конкретному направлению науки и специалист по ТРИЗ.

    Ещё одной мерой для максимально быстрого распространения ТРИЗ-педагогики в молодёжном научном творчестве, реализуемой Координационным центром по Красноярскому краю, является телекоммуникационный конкурс «На самую необычную идею», организованный совместно с Красноярским Региональным Центром Федерации Интернет Образования (Информация на сайте http://www.krs.fio.ru/unordinary). Условия конкурса не предусматривают обязательности применения ТРИЗ при создании необычной идеи. Но практически все необычные идеи, присылавшиеся на конкурс, выполнены на основе ТРИЗ. Ряд необычных идей – победителей и призеров конкурса, успешно участвовали в Российских конференциях «Шаг в будущее», занимали первые и призовые места. Например, «Летающий топор», «Вирус на службу человека», «Одежда для лечения болезней позвоночника», «Противогаз», «Разработка блокатора наркотических морфиноподобных алкалоидов», «Система безопасности от взрывов газа» и др.

    Названные разработки в настоящее время внедряются в создаваемом Учебном округе в составе Университетского комплекса «Красноярский государственный технический университет» (УК КГТУ), который формируется с учётом идей программы «Шаг в будущее» по созданию интегрированных образовательных систем. Система ТРИЗ-педагогика в Учебном округе КГТУ принимается за основу повышения эффективности обучения через научную деятельность.

    В Учебный округ КГТУ могут входить: школы, лицеи, гимназии, учреждения дополнительного образования, профессиональные лицеи и училища, техникумы, объединённые целью: «Формирование и развитие системы непрерывной подготовки школа – ВУЗ».

    В учебном округе развивается многоуровневая система взаимодействия КГТУ с образовательными учреждениями довузовской ступени, предусматривающая последовательный переход от  узкой физико-математической подготовки учащихся к их комплексной подготовке как создателей новых идей на основе ТРИЗ. Предусматривается подготовка педагогических кадров по ТРИЗ-педагогике в первую очередь для тех образовательных учреждений, которые входят в Учебный округ. Этому способствует то, что КК ИПК РО также заключил договор с КГТУ о сотрудничестве с Университетским комплексом. Планируются ввести, а в ряде образовательных учреждений ведутся, уроки ТРИЗ и занятия по другим предметам на основе системы ТРИЗ-педагогики. Организуются внеклассные занятия по научно-техническому творчеству. В мае 2003 г. проведена первая конференция педагогов и учащихся Учебного округа, планируется сделать такие конференции ежегодными и расширить их путём организации дистанционной формы для образовательных учреждений, находящихся за пределами г. Красноярска.

    Литература

    1. Шайдуров Г.Я., Козлов А.В., Погребная Т.В. Организация активной творческой деятельности в программе Правительства Российской Федерации «Шаг в будущее» // Проблемы информатизации региона ПИР-2000: 21–23 ноября 2000 г.: Доклады Шестой Всероссийской научно-практической конференции / Под. Ред. Е.А. Вейсова, В.И. Подшивалова. Красноярск, ИПЦ КГТУ, 2000  С. 68-73.

    2. Погребная Т.В., Козлов А.В. О роли ВУЗов и средних учебных заведений в научном творчестве довузовской молодежи // Региональные особенности организации научной деятельности молодежи в современных условиях: Сб. тез. докл. Всероссийской школы-семинара 29 – 30 ноября 2001 г., г. Красноярск / Сост. Никонова И.Е., Сувейзда В.В.; КГАЦМиЗ: Красноярск, 2001. 188 с. С. 58-61.

    3. Погребная Т.В., Козлов А.В. Современные отечественные методы научного творчества как важнейший региональный фактор научной деятельности молодежи // Там же. С. 63-66.

    4. Погребная Т.В., Сидоркина О.В. Возможны ли инновации в молодежном научном творчестве? // Доклады Педагогического симпозиума «Проблемы молодежного научного творчества» на Втором Международном конгрессе студентов, молодых ученых и специалистов «Молодежь и наука – третье тысячелетие» YSTM’02. М.: РОО «НТА «АПФН», 2002. С. 33-34.

    5. Погребная Т.В., Козлов А.В. ТРИЗ-педагогика в обучении через науку // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе». М.: НТА «АПФН», 2003. (Сер. Профессионал) С. 96-108.

    6. Погребная Т.В., Козлов А.В., Сидоркина О.В. ТРИЗ-педагогика – инновационная технология для образовательного округа при техническом университете // Совершенствование систем управления качеством подготовки специалистов: Материалы Всероссийской научно-методической конференции / Под ред. С.А. Подлесного: В 2 ч. Ч. 2. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. С. 156-157.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий