Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    Библиотечная педагогика

    Н.П. ЛЫСИКОВА

    ИДПО СГУ, г. Саратов

    ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПЕДАГОГИКИ:

    ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

    В начале третьего тысячелетия человечество столкнулось с удивительным парадоксом: постоянное нарастание потока научной информации сопровождается столь же постоянным падением уверенности в способности человека к ее познанию и освоению. В то же время, несмотря на увеличение электронных носителей информации, книга, в ее традиционном смысле, не потеряла своей актуальности до сих пор. Кроме того, она неплохо сочетается с информационными технологиями нового поколения, которые присутствуют в современной библиотеке. Отсюда возникает проблема поиска новых средств, форм, методов библиотечной педагогики, позволяющих приобщить молодое поколение к познанию, к чтению.

    Можно утверждать, что библиотека была и остается важным элементом культурно-образовательной сферы общества, выполняя свою основную миссию — осуществлять общественное пользование всеми видами печатной, рукописной, электронной информации. Представляя динамичный социокультурный институт, она постоянно развивается, активно реагирует на общественные изменения и индивидуальные запросы потребителей. С целью наиболее полной реализации возложенных на библиотеку функций в рамках формирования концепции развития современной библиотеки постепенно создается новое актуальное направление библиотечной работы — библиотечная . В числе ее немногочисленных представителей называют, прежде всего, имена педагогов и библиотековедов [1].

    Нам представляется, что исследование обозначенной проблемы будет более результативным при использовании гуманистической составляющей кантовской философии, представляющей  сущностное определение человека как самоопределяющейся личности, носителя разума, свободы, нравственности, активной позиции по отношению к миру, и позволит сформулировать основные принципы и задачи библиотечной педагогики, показав при этом реальный научный вклад И.Канта в становление данного направления. Обращение к его философско-педагогическому наследию обусловлено также рядом следующих обстоятельств.

    Во-первых, в работах мыслителя, несомненно, содержится теоретическая основа для осмысления нашей проблемы, поскольку им были исследованы такие общие понятия, как: культура, познание, мышление, творчество, просвещение, воспитание, обучение, ценность в их взаимосвязи и взаимодополнительности.

    Во-вторых, автобиографическая память философа, состоит в фиксации, сохранении, интерпретации и актуализации личностно значимых событий и состояний, тесно связанных с чтением и написанием книг, преподаванием и работой в библиотеке. Всю жизнь И.Кант постигал мудрость мира и постоянно обучался сам. Особой его гордостью был разработанный курс физической географии, который он преподавал как самостоятельную дисциплину. Не покидая своего кабинета, И.Кант совершал кругосветные путешествия, переплывал моря и океаны, преодолевал горы и пустыни, черпая материал из всех возможных источников, находя в них множество интереснейших сведений для основательного описания отдельных стран. Автобиографическая память представляет, с нашей точки зрения, актуальный и перспективный метод познания, используемый в междисциплинарном контексте, который позволяет реконструировать жизненные события и обстоятельства, внутриличностные регуляционные процессы, дополнив ими теоретический научной проблематики.

    В-третьих, И.Кант в 1776 году в Кенигсбергском университете преподает педагогику. В качестве основного учебника он пользуется книгой И.Б.Базедова, внося в нее свои исправления и добавления. В результате такой работы появляется самостоятельный оригинальный труд «О педагогике», в котором И.Кант приходит к прогностическому выводу о том, что «два человеческих изобретения можно считать самыми трудными, а именно: искусство управлять и искусство воспитывать» [2, С. 450], и именно на них зиждется человеческое общество.

    В-четвертых, место и роль творческого наследия И.Канта в настоящее время оценивается очень высоко представителями разных наук и практик, обращение к нему позволяет повысить статус не только философского, но и прикладного знания. По словам Д.Коллинза, все пути современной философии сходятся на имени И. Канта и снова расходятся на нем.

    Сведя в едином тематическом поле разработанные И.Кантом философские понятия «человек», «просвещение», «мышление», «культура», педагогические понятия «обучение», «воспитание», «» и междисциплинарное понятие «автобиографическая память личности», реконструируем основы библиотечной педагогики, заложенные мыслителем.

    На формирование концепции развития библиотеки большое влияние оказывают философия и идеология просвещения, распространившиеся в России в XIX веке, которые основное назначение просветительских заведений видят в возможности приобретения знаний каждым человеком через чтение. И.Кант также придает большое значение просвещению человека и в работе «Ответ на вопрос: что такое просвещение?» (1784 г.) пишет о том, что «просвещение – это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого» [3, С. 27]. Осмысливая главный тезис эпохи Просвещения о свободе воли, самоопределяющемся разуме как абсолютной силе, критерии истины, он выделяет феномен «читающая публика», представляя ее как некую разумную аудиторию, к которой следует апеллировать, в том числе и ученым мужам, задавая вопросы, позволяющие  оппонентам сконцентрироваться на поставленной проблеме, очертить ее горизонты.

    До сих пор поражают логика и актуальность задач, поставленных мыслителем в области чистой философии и сформулированных в форме знаменитых кантовских вопросов: «Что я могу знать? Что мне надлежит делать? На что я смею надеяться?…за этим должна была следовать четвертая задача: Что есть человек?» [4, С. 589]. Каждый из поставленных вопросов вызывает как у читателей, так и у автора цепь новых вопросов, которые также присутствуют у И.Канта: «Что такое просвещение?», «Что такое книга?».

    Обратимся к последнему вопросу. На него И.Кант отвечает так: «Книга, с одной стороны, есть физическое изделие …, которое может быть воспроизведено (тем, кто правомерно владеет экземпляром его), стало быть, по отношению к ней имеется вещное право; с другой стороны, книга есть просто обращенная к публике речь издателя, которую он не имеет права повторять, если у него нет на это полномочия автора…» [5, С. 206].

     В жизни человека большое место, иногда переломное, судьбоносное, играет вовремя предложенная кем-то или самостоятельно обнаруженная, а затем прочитанная книга. В творческих исканиях самого И.Канта важную роль сыграло знакомство с работой Ж.-Ж.Руссо «Эмиль, или О воспитании». Парадоксы великого француза помогли ему заглянуть в тайники человеческой души, освободиться от ряда предрассудков кабинетного ученого, произвести своеобразную демократизацию мышления. Это стало нравственным обновлением, мировоззренческой революцией в его жизненных установках.

    Важно понимать, что для преобразующе-созидательного характера человеческого мышления необходимы не только постоянная рефлексия, но и  приток новой информации из внешних источников. Являясь свободным, сверхприродным субъектом разума и культуры, человек постоянно обучается, постигает предметное содержание внешнего мира и собственный внутренний мир, выступая активным творцом новых идей и новых предметов. Для ученого мышление, с  точки зрения И.Канта, «составляет питание, без которого он…не может жить; мышление может заключаться в приобретении знаний (чтении книг) или в самостоятельном исследовании (обдумывании и открытиях)» [6, С. 310-311]. Когда он выходит на новый уровень индивидуального понимания, мотивации и свободы, его действия осуществляются в связи с достаточными причинами, в качестве которых выступают либо недостаток, либо отсутствие необходимых знаний. Таким образом, понятия «человек», «познание», «мышление», «книга» ставятся И.Кантом в один логический ряд и позволяют выделить важные принципы, реализуемые в процессе чтения:

    во-первых, руководство чтением осуществляют либо специалисты – учителя, наставники, библиотекари, либо сам читающий при достижении определенного образовательного уровня;

    во-вторых, в процессе чтения познается новое знание не только за счет содержащейся в книге информации, но и благодаря ее рефлексии – творческой переработке;

    в-третьих, следует с помощью библиотекаря (наставника, воспитателя, учителя) или самостоятельно выделять вопросы в связи с прочитанным для осмысления его содержания;

    в-четвертых, книга представляет обращенную речь одного человека, которому есть что сказать и очень хочется поделиться своими мыслями,  к другому, отсюда необходимо проявить внимательность, воспитанность, умение вступить в перцептивный диалог с автором.

    Познавательная деятельность человека, осуществляемая в процессе чтения, имеет целесообразный характер и заключает подлинную ценность, поскольку общение с книгой расширяет знания в области культуры, развивает память, обучает, воспитывает. Особенно важно последнее обстоятельство, потому что, по мнению философа, «человек – единственное создание, подлежащее воспитанию». А так как одно поколение через книгу воспитывает другое, то «человек может стать человеком только путем воспитания. Он – то, что делает из него воспитание» [2, С. 445, 447].

    Вовремя сформированные навыки чтения и письма, пригодные во всех случаях жизни, способствуют процессу обучения и воспитания человека. Поэтому очень важно не искоренять, а развивать страсть к чтению, «построить его так чтобы оно стало целенаправленным; чтобы тем самым правильно руководимому ученику нравилось лишь то, что действительно принесет ему пользу в изучении данного предмета» [7, С. 573]. При этом важна роль наставника, но не только школьного учителя, который в большей степени дает знания, обучает, а именно руководителя, который воспитывает, подготавливает  учащегося «для жизни». В качестве последнего может выступать библиотекарь, который не связан строгими канонами школьного процесса, является образованным, творческим человеком. В биографии И.Канта был период, когда он работал помощником библиотекаря в королевском замке. Времени библиотека отнимала немного, потому что была открыта только по средам и субботам с часу дня до четырех. Радовал свободный доступ к книгам, возможность в полной мере отдаваться чтению.

     Философ любил вечерние часы и часто посвящал их  легкому чтению – газетам, журналам, беллетристике, при этом заносил интересные мысли на бумагу, обращал внимание на оформление текста: шрифт, краску и т.д. Например, указывал автору, написавшему книгу о том, как продлить жизнь, на то «чтобы он обратил свое благосклонное внимание и на зрение читающей публики и взял под защиту глаза читателей (особенно же все возрастающего числа читательниц, которым особенно трудно примириться с такой неприятностью, как очки); из-за нелепого стремления типографов к ложной красивости (они забывают о том, что буквы как рисунки сами по себе некрасивы) зрению со всех сторон грозит опасность» [8, С. 317].

    В настоящее время существуют строгие требования не только к оформлению учебной литературы, но и к его внутренней структуре. Учебник проектируется как единая педагогическая система и выполняет учебно-воспитательные функции. Он содержит необходимую информацию, руководит процессом чтения, стимулирует читателя в познавательном процессе, координирует освоение знаний с другими источниками – монографиями, статьями, пособиями, справочными и архивными материалами, одновременно, экономит время в поиске дополнительной информации, наконец, на что особенно обращал внимание И.Кант, развивает и воспитывает своего читателя как личность.

    Можно сделать вывод о том, что работы И.Канта определяют основные принципы работы с книгой, которые сохраняют свою актуальность и могут быть положены в основу библиотечной педагогики. Развивающее и воспитывающее чтение книжной литературы под руководством опытного наставника имеет непреходящий ценностно-целесообразый характер и определяет самоактуализацию личности.

    Примечания:

    1. См. подробнее: Терешин В.И. Влияние книги на читателя и библиотечная деятельность: Материалы по спецкурсу // Мос. гос. ин-т культуры. М., 1992; Терешин В.И. Руководство чтением или библиотечная педагогика? //  Научи и техн. б-ки СССР. 1990. № 2. С. 33-39; Российское библиотековедение: ХХ век. Направления развития, проблемы и итоги. Опыт монографического исследования. М., 2003.

    2. Кант И. О педагогике // Трактаты и письма. М., 1980.

    3. Кант И. Ответ на вопрос: что такое просвещение? // Соч. в 6 т. Т. 6. М., 1965.

    4. Кант И. Кант – Штейдлину от 4 мая 1793 г. // Трактаты и письма. М., 1980.

    5. Кант И. Учение о праве // Соч. в 6 т. Т. 4 (2). М., 1965.

    6. Кант И. О способности духа побеждать болезненные ощущения // Трактаты и письма. М., 1980.

    7. Кант И. Кант – Боровскому (между 6 и 22 марта 1790 г.) // Трактаты и письма. М., 1980.

    8. Кант И. Послесловие. О способности духа побеждать болезненные ощущения // Трактаты и письма. М., 1980.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий