Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    Повышение эффективности функционирования систем высших учебных заведений на основе применения структуры логистических систем

    А.В. Фоменко, Д.А. Ищенко

    ИБиДА СГТУ, г. Саратов

    Повышение эффективности функционирования систем высших учебных заведений на основе  применения структуры логистических систем

    Относительно анализируемого объекта исследования логистическая система должна быть соотнесена, главным образом, с двумя видами организаций. Во-первых, с организацией преобразующей трудовые потоки. Во-вторых, с организацией преобразующей любые другие виды потоков. При этом, если организации второго вида являются достаточно стандартными для логистических систем и неоднократно уже рассматривались в ходе различных исследований по логистической тематике, то организации первого вида представляют наибольший интерес своей спецификой как при анализе свойств логистической системы, так и при формировании ее модели.

    Основные свойства систем могут быть в полной мере применены к высшим учебным заведениям, поскольку они являются совокупностью отдельных, но взаимосвязанных элементов, к которым можно отнести кафедры, факультеты, лаборатории, научно-исследовательские центры и т.д., каждый из которых мог бы функционировать отдельно. Например, предоставляя желающим некоторый ограниченный объем информации, выраженный в знаниях или данных по научным исследованиям. Однако ни один из этих элементов по отдельности не сможет решить задачу подготовки квалифицированного специалиста, обладающего гармоничным набором знаний по различным направлениям, так или иначе связанных с его деятельностью. Причем в оптимальном варианте, говоря о применении логистического подхода к внутриорганизационным перемещениям трудовых потоков в процессе обучения, подразумевается их взаимосвязь с информационными компонентами системы. Данные компоненты обеспечивают трудовые потоки информацией, предоставляемой обучаемым различными элементами организации. Также они обеспечивают тесную взаимосвязь этих элементов с исследовательскими и инновационными структурами высшего учебного заведения. Только в процессе подобного подхода, основанного на комплексном видении и логистической интеграции всех элементов участвующих в продвижении и преобразовании отдельно взятого трудового потока, можно говорить о соблюдении заданных параметров данного потока на выходе и, соответственно, формировании высококвалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда. Следует отметить, что интеграция с исследовательскими и инновационными структурами подразумевает, в том числе, формирование тесных устойчивых связей с предприятиями-работодателями. Данные предприятия могут рассматриваться как объекты инновационных процессов, в реализации которых принимают участие студенты, формируя необходимые практические навыки на основе теоретических знаний для обеспечения их конкурентоспособности как специалистов на рынке труда.

    Между элементами высшего учебного заведения формируется и существует большое количество связей, причем природа их может быть самой разнообразной. Если мы говорим о внутренней среде организации, то это могут быть информационные, научные, экономические, производственные и договорные связи. Если мы говорим о внешней среде данной организации, то правовые, договорные связи, как правило, приобретают больший приоритет.

    Взаиморасположение элементов и связи между ними в рассматриваемой организационной системе определенным образом упорядочены, исходя из целевой функции или функций данной организации. Формируемая структура находит свое отражение в официальных документах, регламентирующих взаимоотношения между кафедрами, факультетами, институтами, проектными и научно-исследовательскими группами.

    Следует отметить, что данная структура играет существенную роль в организации и реализации потокопроводящих и потокообразующих функций данной системы по отношению к трудовым ресурсам. Роль структурной компоненты в отношении высшего учебного заведения возможно даже более существенна, чем роль структуры в отношении промышленного предприятия. В случае промышленного предприятия, непосредственно во внутреннем перемещении и преобразовании материальных потоков, как правило, участвуют только производственные подразделения, а сам процесс определяется в первую очередь технологией производства, которая, как правило, не зависит от общей структуры предприятия. В этом случае организационная структура, как правило, может только способствовать или препятствовать эффективной реализации функций материалопроводящих систем.

    Говоря о высшем учебном заведении, должна учитываться высокая, можно сказать приоритетная роль информационной компоненты преобразования трудовых потоков. В свою очередь, данная информационная компонента лежит в основе формирования структуры любой организации. Можно видеть непосредственную связь данных объектов и, соответственно, непосредственное влияние изменений происходящих в организационной структуре на форму, состав и качество преобразований в трудовых потоках.

    Присутствие интегративных качеств в системе высшего учебного заведения, особенно если функционирование данной системы базируется на принципах логистического подхода, подразумевает, что каждый из элементов данной системы обладает собственными свойствами и характеристиками, но только совместно они могут реализовать функцию подготовки квалифицированного специалиста. Более того, в условиях расширения системы путем увеличения функциональных элементов, при сохранении комплексности подхода, значительно возрастают возможности обеспечения качества и гибкости преобразования проходящих трудовых потоков. Одно из подобных направлений подразумевает интеграцию образовательных, исследовательских и инновационных функций в единую систему, что позволит, с одной стороны, обеспечить кадрами и информацией исследовательские организации, с другой стороны, внести существенную практическую компоненту в процесс обучения студентов.

    Таким образом, относительно высшего учебного заведения реализуются все основные свойства систем [1]. Причем в ходе анализа становится видно, что при переходе от традиционных систем к логистическим, интенсивность реализации данных свойств усиливается.

    Однако при управлении формированием и функционированием потоковых процессов в логистической системе, как правило, рассматривается более глубокий уровень анализа свойств и характеристик. При этом логистические системы, как правило, могут быть представлены как декомпозиция подсистем, которые в свою очередь также включают ряд подсистем, разделяющихся на компоненты [2]. То есть логистические системы, как правило, можно рассматривать в форме сложных систем с реализацией присущих им свойств. Рассматриваемая в данном исследовании логистическая система высшего учебного заведения также может быть представлена как сложная система.

    Определив возможность рассмотрения высших учебных заведений как логистических систем и специфику использования концепции логистического подхода к управлению потоковыми процессами применительно к трудовым ресурсам, следует провести анализ существующих определений понятия «логистическая система» применительно к объекту исследования. Исходя из реалий современного экономического и общественного развития, традиционный подход [3] к трактовке логистических систем представляется достаточно узким в свете интенсивной информатизации общества, появления информационных производств, а также многогранного расширения сфер услуг, в том числе финансового направления. Кроме того, следует отметить развитие организационных структур, в которых финансовые потоки играют самостоятельную роль обрабатываемого ресурса, лежащего в основе продукции предприятия. Также данное определение не позволяет применить логистический подход и, соответственно, концепцию логистики к системам, являющимся объектом данного исследования.

    Следует отметить, что согласно концепции производственного менеджмента, который, по мнению исследователей [4], лежит в основе формирования концепции логистики, все вышеперечисленные направления деятельности можно рассматривать как производственные процессы со специфическими видами ресурсов. Поэтому предлагается, не изменяя сущности данного определения, расширить его функциональную сферу. Логистическую систему можно определить как сложную организационно завершенную (структурированную) экономическую систему, состоящую из взаимосвязанных в едином процессе управления основными и вспомогательными логистическими потоками элементов-звеньев, совокупность которых, границы и задачи функционирования объединены внутренними целями организации бизнеса и / или внешними целями. Возникает вопрос о целеполагании применительно к логистической системе. Проведя анализ существующих формулировок целей логистической системы, можно предположить, что наиболее полно данная цель будет отражена на основе так называемых «семи правил логистики» или логистического микса.

    В этом случае, цель логистической системы, с учетом предложенного выше расширения ресурсно-функциональной сферы деятельности, может быть определена как доведение требуемых ресурсов нужного ассортимента, в нужное место, нужному потребителю, в нужное время, в нужном количестве, нужного качества, в максимально возможной степени готовности к реализации их функций в производстве или личном потреблении, при заданном уровне издержек.

    Целевая функция или функции системы обеспечивают ограничение ее интеграции во внешнюю среду. Цель определяет и обобщает основные направления деятельности данной системы и комплексы задач, необходимые для их реализации, соответственно, определяются необходимые для этого ресурсы и структура. Тем самым очерчиваются структурные и функциональные границы данной системы, охватывающие только те процессы и необходимое для них обеспечение, которые ведут к достижению поставленной цели. В противном случае происходит взаимопроникновение организации и внешней среды, что существенно снижает эффект системных свойств и повышает сложность управления, что, в конечном итоге, приводит к общему снижению эффективности функционирования. Поэтому целеполагание, по сути, определяет границы рассматриваемой системы, формируя концепцию управления ею.

    Логическая схема в Сборник 2005

    Рис. 1. Схема границ логистической системы на основе производительного цикла

    Исходя из приведенной выше цели логистической системы, ее границы могут быть определены сферой цикла обращения основных и вспомогательных логистических потоков, обеспечивающих доведение требуемых ресурсов, согласно целевой установке до потребителя. Для высшего учебного заведения выделение границ логистической системы на основе сформулированной цели может быть определено следующим образом (рис. 1).

    Таким образом, внешние цели данных микрологистических систем можно сформулировать как доведение трудовых потоков требуемой квалификации, подразумевающей определенный набор знаний и навыков, требуемого уровня качества, подразумевающего объем данных знаний и навыков и умение применять их в практической деятельности, в заинтересованную организацию – потребитель трудовых ресурсов, в нужное время, в нужном количестве с оптимальными издержками.

    Следовательно, преобразование внешней цели во внутреннюю в общем виде можно сформулировать следующим образом: обеспечение комплексного управления трудовыми, информационными и другими сопутствующими логистическими потоками, позволяющего обеспечить их совместную регулярную доставку в нужное место, в нужное время, нужного количества и качества, с оптимальными издержками для обеспечения эффективного, комплексного и детерминированного процесса получения трудовых потоков, обладающих квалификацией, отвечающей рыночным требованиям, на выходе логистической системы.

    Примечания:

    1. Богданов А. А. Всеобщая организационная наука. М., 1989.

    2. Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес-логистике. М., 1997.

    3. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. 2-е изд., исп. и доп. М., 2000.

    4. Козловский В.А., Маркина Т.В., Макаров В.М. Производственный и операционный менеджмент. Учебник. СПб., 1998.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий