Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    Использование ТРИЗ-Технологий в образовательном менеджменте

    Н.В. АКИНФИЕВА

    ИДПО СГУ, г. Саратов

     

    Использование -Технологий

    в образовательном менеджменте

     

    Система ТРИЗ в педагогике профессионального образования по сравнению с другими методологическими системами подвержена наибольшим искажениям и по оценки ее ценности, и по передачи смыслового содержания. Нередко можно услышать диаметрально противоположные точки зрения о методах ТРИЗ: то утверждается, что ТРИЗ имеет отношение только к развивающим занятиям в системе дошкольного воспитания детей, то декларируется, что рассматриваемая система применима только в техническом творчестве и изобретательстве, используется в профессиональной деятельности уже состоявшихся специалистов; одни чрезмерно упрощают, вульгаризируют ТРИЗ-технологии, полагая, что любой, кто связан с творческой деятельностью, является и специалистом по ТРИЗ, другие, абсолютизируют инженерно-физическое происхождение большинства положений ТРИЗ и утверждают, что только специалисты с инженерно-техническим образованием имеют возможность понять и применять ТРИЗ-технологии. Подобные косные представления в значительной степени препятствуют диссеминации этих технологий, необоснованно сужая области их применения.

    Но, несмотря на определенные коллизии в толковании смысла, система  ТРИЗ  остается  привлекательной  для  специалистов,  занимающихся

    Адаптированное содержание принципов разрешения противоречий

    Принципы ТРИЗ

    Традиционное

    содержание

    Адаптированное содержание

    и примеры применения

    1. Принцип антивеса. Компенсация массы объекта путем соединения его с другими объектами, обладающими подъемной силой. Малоподвижные, трудные объекты управления включаются в быстроменяющуюся сильную систему, среду, способную увлечь в свое движение «тяжелый» объект. Самым известным примером можно считать прикрепление трудного ученика к отличнику. «Вялая» работа педагогического совета меняется при включении в его работу сильных лидеров ученического совета.   
    2. Принцип вынесения. Отделение от объекта мешающего узла, или, наоборот, выделение единственно нужной части. Определение основного назначения объекта управления, выделение элементов, препятствующих исполнению функций, исключение этих элементов, например, в классе есть неуправляемый ученик, который мешает вести урок, учитель готовит для него самостоятельные задания на весь урок, что «исключает» его из общего контекста; обратное применение принципа: учитель готовит аналогично индивидуальные задания, но для очень сильного ученика («единственно нужная часть»). 
    3. Принцип предварительного напряжения. Заранее объекту придать деформации (напряжения), которые будут нежелательными при эксплуатации. Планирование, проектирование деятельности управляемой системы требует виртуальной актуализации максимально большого числа угроз плану, проекту, что позволяет включить в план «упреждающие» действия, что составляет основу риск-менеджмента.  Например, образовательное учреждение планирует некоторую деятельность за счет арендной платы сдаваемых помещений, если предположить, что этой арендной платы не хватит (или ее не будет совсем), то потребуется искать дополнительный источник финансирования. Если подобного предположения не сделать на этапе планирования, то реализация запланированной деятельности может быть сорвана, само же предположение инициирует дополнительное развитие (изобретение) многоканального финансирования.
    4. Принцип «заранее подложенной подушки». Компенсация невысокой надежности объекта заранее подготовленными аварийными средствами. Этот принцип требует хорошего знания «слабых мест» в управляемой системе и упреждающего поведения со стороны руководителя. Допустим, руководитель знает, что некоторым учителям в течение учебного года придется уехать, к примеру, на сессию, курсы повышения квалификации, то учебное расписание можно заранее составить так, чтобы не пришлось организовывать замены.

    Принципы ТРИЗ

    Традиционное

    содержание

    Адаптированное содержание

    и примеры применения

    5. Принцип «посредника». Использование промежуточного объекта-«переносчика». Когда невозможно достичь положительного эффекта путем прямого воздействия на объект управления, нужно использовать посредника. Например, если директор не уверен, что его решения будут восприняты позитивно коллективом, то он находит сторонника из числа авторитетных педагогов школы, который выступит в роли автора предлагаемого решения. 
    6. Принцип периодического действия. Переход от непрерывного действия к периодическому. Этот принцип касается большинства функций управления. Например, непрерывный контроль отнимает много времени и сил у руководителя, если же контроль применять периодически, то его цель будет так же достигнута, но с меньшими затратами (мудрость руководителя заключается в верном выборе периода действия).
    7. Принцип инверсии. Вместо действия, диктуемого условиями, осуществляется обратное действие. Многие управленческие действия в образовании имеют отношение к управлению поведением групп людей, отдельного человека, поведение персонала, требующее вмешательства руководителя чаще всего является нелогичным, и именно неадекватное, «обратное логике» управленческое решение может оказаться самым эффективным. Например, учитель ведет себя вызывающе по отношению к директору, явно назревает конфликт. Логичное поведение директора заключается в жестком пресечении некорректного поведения, такое решение, скорее всего, приведет к скрытой длительной конфронтации. «Действие наоборот» – мягкое, доброжелательное, внимательное отношение к «воинствующему» педагогу может принести гораздо больше пользы.    

    тренингами, преподавательской работой, находит своих сторонников. И на наш взгляд, область применения этой системы не может и не должна ограничиваться  техническим творчеством и развитием творческих способностей обучаемых. Не менее значимые результаты применение ТРИЗ-технологий дает в управленческой практике, и, как следствие, их освоение должно входить в программу обучения менеджеров. В качестве обоснования этого утверждения приведем несколько принципиальных положений, касающихся объектов приложения ТРИЗ в менеджменте, условий эффективности практического применения этой теории.

    Основным доводом в пользу возможности использования рассматриваемой системы в управленческой практике является адаптивность многих положений ТРИЗ, креативная постановка принципов позволяет экстраполировать их практически на любую область человеческой деятельности и, в том числе, на все объекты управления. В подтверждение последнего можно привести адаптированные к образовательному менеджменту формулировки ряда принципов ТРИЗ, которые были успешно апробированы в учебном режиме со слушателями курсов профессиональной переподготовки.

    Безусловно, в таблице приведены не все принципы, доступные для использования в управленческой практике. Если в ТРИЗ таких принципов выделяется до 40, то фактически столько же можно было бы и адаптировать к образовательному менеджменту. Наша задача заключалась в демонстрации такой возможности, а не в полном описании ТРИЗ в менеджменте.

    Другим доводом, подтверждающим необходимость изучения ТРИЗ в учебном курсе образовательного менеджмента, является разработанная методология ТРИЗ, позволяющая в значительной степени улучшить исполнение управленческих задач. Например, методы морфологического ящика и фокальных объектов наилучшим образом отвечают задаче поиска нового «образовательного продукта»: качеств образовательной системы, вида образовательной услуги, способа ее оказания, рекламного продвижения, т.е. задачам образовательного маркетинга. Система методов функционально-стоимостного анализа, возникшая и развивающаяся как система улучшения технического объекта, прибора, полностью обеспечивает грамотное исполнение функций прогнозирования и планирования деятельности. И множество принципов ТРИЗ фактически способно решить задачу поиска управленческих решений в незапрограммированных ситуациях.

    И, наконец, современные характеристики состояния образовательного менеджмента являются самой существенной и объективной причиной актуальности ТРИЗ-технологий для управленческой практики. Особенности настоящего времени для образовательного менеджмента заключаются в том, что претерпели сущностные изменения все основные содержательные направления: сегодня управление образованием вынуждено принимать решения в ситуации с высокой степенью неопределенности, планировать не только учебно-воспитательную работу, но и стратегию развития, применять нетрадиционные для образовательной системы рыночные законы функционирования и т.д.

    Однако незначительные по объему вкрапления в программу обучения менеджеров в сфере образования  элементов ТРИЗ не могут дать устойчивых положительных результатов. Отчасти это объясняется тем, что  только лишь обзорное знакомство с методами и принципами ТРИЗ формирует иллюзорное представление как о некоторой волшебной палочке, которая сразу дает оригинальные решения, что на практике оборачивается разочарованием и отказом от применения этих принципов в профессиональной деятельности. Требуется не пропедевтический курс, а регулярные тренировочные занятия в рамках комплекса управленческих дисциплин (менеджмент, маркетинг, теория организации, управление персоналом, управленческие решения), которые позволили бы сформировать «тризовский стиль» мышления у обучаемых, т.е. автоматическую актуализацию подходящего для данной управленческой ситуации метода, принципа, способность принимать нестандартные управленческие решения.

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий