Рубрики

Открыть все | Закрыть все

Управление

Свежие комментарии

    Построение «картины мира» на базе ОТСМ и ТРИЗ

    А.А. НЕСТЕРЕНКО

    АПКиПРО, г. Москва

    ПОСТРОЕНИЕ «КАРТИНЫ МИРА» НА БАЗЕ

    Общей теории сильного мышления

    и теории решения изобретательских задач

    Мы считаем, что основой учебного процесса, построенного на базе -*, должно быть формирование желания и умения работать с проблемой. Здесь большое значение приобретает именно ценностный аспект (необходимо, чтоб ученики не только умели видеть проблемы, но и хотели их замечать; не только владели инструментами анализа и решения проблем, но и хотели использовать эти инструменты). Таким образом, можно вести речь о формировании «картины мира», в которой проблема как таковая, как источник изменения окружающего мира и  развития личности,  занимает центральное место и является одной из базовых ценностей.

    Понятие «картина/ы мира» остается в современной науке «размытым» и неоднозначным. И все-таки именно этот термин наиболее точно позволяет описать результаты, которых мы добивались в процессе экспериментальной работы.  Опираясь на развернутые определения, данные в современных философских словарях [5, 10, 11] подчеркнем те характеристики «картины мира», которые потребуются нам в дальнейшем.

    1. Формирование «картины мира» затрагивает как сознание, так и подсознательный уровень (это «система интуитивных представлений о реальности…», «полуосознанное или осознанное представление…»). Она обязательно включает не только представление о мире, но и эмоциональное, ценностное  отношение.

    2.  Можно выделить универсальную для всего человечества  (очень абстрактную) картину мира. Так, например, для любого человека существует противопоставление «белое черное», хотя восприниматься представителями различных народов оно может по-разному.

    3. Картину мира  можно описать на разных уровнях абстракции:

    • Ø на уровне общечеловеческих представлений;
    • Ø на уровне представлений, характеризующих личность по ее принадлежности к исторической эпохе, к социальным группам;
    • Ø можно уточнять «картину мира» элементами, зависящими от психологических особенностей конкретной личности;
    • Ø можно включить в нее «детали», которые определяются кругом решаемых в данной ситуации проблем (так, научная «картина» конкретизируется в частнонаучные, предметные и т.п.).

    4. «Характерным для нашего времени является понимание того, что ни одна картина мира не является его исчерпывающим описанием,  чтобы познать мир, необходимо уметь воспринимать его с разных сторон, переходить от одной картины к другой» [10, С. 159].

    Обучение управлению мышлением, в том числе – при решении творческих, нестандартных задач предполагает совмещение двух противоречивых требований.

    С одной стороны, человек должен уметь организовать свое мышление в совершенно новой для него ситуации, когда непонятно, как приступить к проблеме: нет опыта, на который можно было бы опереться, «молчит» интуиция. Нужно начать с анализа ситуации, что позволит  сознательно  выбрать и применить инструменты для «обработки» проблемы.

    С другой стороны, на наш взгляд, говорить об обучении решению проблем можно только в том случае, если предполагается «присвоение» соответствующих  способов действий и ценностей (которое определяется как перевод во внутренний план (интериоризация), задействующий подсознательные механизмы [4, С. 27-28].

    Анализ наиболее сильных инструментов для работы с проблемой, созданные в ТРИЗ (в первую очередь – АРИЗа Г.С.Альтшуллера), показывает, что качественное их использование предполагает присвоение определенных инструментов и ценностей и сознательное управление их применением.

    Поэтому мы сочли целесообразным поставить задачи:

    1. сформировать картину мира, в которой анализ и решение проблем востребованы и хорошо инструментованы;

    2. научить ребенка осознавать эту «картину» и конкретизировать ее в зависимости от области знаний, характера решаемых проблем, собственных личностных особенностей.

    Опишем те элементы «картины мира», которые необходимы, на наш взгляд, при работе с любыми проблемами, независимо от области знаний. Первая особенность нашего курса состоит в том, что мы строим обучение на системе моделей из ОТСМ-ТРИЗ, используя эту систему как канву, наглядную основу картины мира. Эти модели описаны нами в одной из статей [9]. Здесь мы перечислим их кратко.

    Модели «первого уровня»:

    • Ø «элемент – имя признака – значение признака» (ЭИЗ) (Н.Н.Хоменко [13]);
    • Ø модель взаимодействия (И.Н.Мурашковска [8]).

    На базе модели ЭИЗ вводятся понятия явления, эффекта, преобразования. Она позволяет наглядно представить выполнение некоторых элементарных мыслительных операций: анализа, сравнения, абстрагирования, классификации. Данные модели позволяют – как минимум – описывать мир объективно, фиксировать в описании свои наблюдения. Кроме того, они являются базой, своеобразным «языком» описания всех остальных моделей.

    Модели «второго уровня»:

    • Ø системный оператор – «многоэкранная схема талантливого мышления» (Г.С.Альтшуллер [3, С. 72-75];
    • Ø «точка зрения» (Г.Н.Кудина, А.А.Мелик-Пашаев, З.Н.Новлянская [6, 7]).

    На базе этих моделей и моделей первого уровня даются понятия о «назначении системы», «наблюдателе», «оценке», вводятся Законы развития технических систем (как частный случай Общих законов развития систем, которые находятся сегодня в стадии разработки и проверки).

    Данные модели позволяют учить понимать, откуда берутся проблемы. Само рассмотрение объекта как системы становится востребованным, когда у человека появляется определенная цель. Этим же обуславливается необходимость описывать объект в динамике, в развитии. Возможность такого рассмотрения дает многоэкранная схема.

    Модель «точка зрения» позволяет научить оценивать объекты и ситуации с позиций различных наблюдателей, в контексте различных целей. Такая оценка как раз и обеспечивает возможность работы с проблемой.

    Модели «третьего уровня»:

    • Ø комплекс «проблема – решение» (Противоречие – Идеальный Конечный результат – Ресурсы) (источник – Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ Г.С.Альтшуллера [1]).

    Он  позволяет, опираясь на модели и понятия предшествующих уровней, выявлять и решать проблемы. Освоение этого комплекса является наиболее сложным: оно предполагает изучение и применение различных видов противоречий, различных способов преобразования ресурсов.

    Подчеркнем, что задача формирования картины мира, основанной на данной системе моделей, фактически предполагает их присвоение в процессе обучения, т.е. перевод во внутренний план, затрагивающий подсознание.

    Первоначально мы исходили из общей цели формирования системной картины мира и умения конкретизировать ее с разных точек зрения, для различных проблемных ситуаций. Однако  оказалось, что задачу необходимо «развести» как минимум для двух категорий проблем:

    1. научных и практических (связанных  с исследованием и изменением внешнего мира);

    2. гуманитарных (связанных с исследованием и изменением собственного «я»).

    В дальнейшем возникла необходимость в еще одной «конструкции», позволяющей проводить мысленные эксперименты фантастического плана, необходимые при анализе и решении сложных проблем [2, 13]. Так появились три варианта картины мира: Реальный мир, «Зазеркалье» (мир Образов), Фантастический мир.

    Итак, мы предлагаем учить детей воспринимать (и соответственно – отражать, описывать) окружающий мир в трех картинах (см. таблицу).

     

    Три картины мира

      Реальный мир Фантастический мир «Зазеркалье» (мир Образов)
    Объект Что это? à описание объекта, каким он воспринимается (может восприниматься) реально, на самом деле. На что похож? à описание образа (не самого объекта, а «заместителя», на который этот объект чем-то похож).
    Имена признаков Какой он? Что делает? Где находится? – вопросы, по которым уместно описывать данный объект. Аналогичные вопросы, но не для самого объекта, а для образа («заместителя»): если гриб похож на зонтик, мы можем описывать его по признакам, естественным для описания зонтика.
    Значения признаков Допустимые для данного реального объекта (небо – синее, серое, черное, но не зеленое). Допустимы любые значения признаков. Допустимые для образа («заместителя») или для самого объекта.

    Очень часто мы, проводя тренинги (устные игры, упражнения), работали с моделями  параллельно в «двух мирах»: реальном мире и «Зазеркалье» или в Реальном и Фантастическом мирах (выявляли значения признаков самого объекта, а потом его образа; рассматривали в системном операторе объект и выясняли, на что похожи его над- или подсистемы; или описывали один и тот же объект, каким он является на самом деле, и параллельно наделяли его фантастическими свойствами).

    Замечено, что дети уже в начальной школе  (с 1-го класса)   легко переходят от одной «картины» к другой, быстро усваивают «правила игры» для каждой «картины». Это позволяет избежать характерной для занятий  развитием творческого воображения и речи ситуации, когда ребенок начинает путать фантастику и реальность, смешивать образное, художественное и реалистичное восприятие окружающего мира.

    Выводы. Использование «трех картин мира» на базе моделей из ОТСМ-ТРИЗ дает возможность построить систему обучения управлению мышлением, позволяющую анализировать как естественнонаучные, так и гуманитарные проблемы.

    Картина «Реальный мир» обеспечивает возможность изучения окружающих нас предметов и явлений и их изменения. «Зазеркалье» (мир Образов) позволяет изучать мир, каким он кажется нам и другим людям и на этой основе  лучше узнавать и изменять самих себя. «Фантастический мир» открывает путь мысленному эксперименту, необходимому для достижения каждой из этих целей.

    Модель «трех картин мира» была реализована в курсах: «РТВ: мир Образов» (1-7 классы), «Гуманитарные аспекты ТРИЗ» (8-11 классы), «Развитие речи» (в рамках предмета «русский язык», 1-9 классы) в рамках эксперимента «Введение элементов ТРИЗ в школьные образовательные программы с целью развития творческих способностей учащихся» (Петрозаводск, гимназия № 30, 1992-2002 гг.). О полученных результатах можно судить по творческим работам учеников, представленных на сайте ТРИЗ-эксперимента (http://home.onego.ru/~alla_triz).

    Примечания:

    1. Альтшуллер Г.С. АРИЗ – значит, победа! // Правила игры без правил / Сост. А.Б. Селюцкий. Петрозаводск: Карелия, 1989. С. 11-51.

    2. Альтшуллер Г.С. Краски для фантазии. Прелюдия к теории развития творческого воображения // Шанс на приключение / Сост. А.Б. Селюцкий Петрозаводск: Карелия, 1991. С. 237-296.

    3. Альтшуллер Г.С. Творчество как точное наука. Петрозаводск: Скандинавия, 2003.

    4. Гузеев В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии. М.: НИИ школьных технологий, 2004.

    5. Кравченко А.И. Культурология: Словарь. М.: Академический проект, 2000.

    6. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. Литература как предмет эстетического цикла. 1 класс. Методическое пособие. М.: ИНТОР, 1997.

    7. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987.

    8. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. СПб: ТРИЗ-ШАНС, 1994. // http:// www.trizminsk.org/e/2312.htm

    9. Нестеренко А.А. Система моделей управления мыслительной деятельностью из ОТСМ-ТРИЗ // Педагогические технологии. 2004, № 2. С. 54-77. // http://www.trizminsk. org/e/prs/232051.htm

    10. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ века. М.: Аграф, 1999.

    11. Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.

    12. Хоменко Н.Н. Теория решения изобретательских задач – ТРИЗ. Краткая справка // Педагогика + ТРИЗ. Гомель: Система ТРИЗ-ШАНС, 1998. // http://www.trizminsk. org/intr.htm

    13. Хоменко Н.Н., Сокол А.Б. Перечень навыков ОТСМ-ТРИЗ / C.В. Ле­люх, Т.А. Сидорчук, Н.Н.Хоменко. Развитие творческого мышления, во­ображения и речи дошкольников. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. С. 233-237. // http://www.trizminsk.org/e/215105.htm



    * ОТСМ-ТРИЗ (Общая теория сильного мышления на базе Теории решения изобретательских задач, Н.Н.Хоменко) – направление, в рамках которого разрабатываются универсальные модели и технологии для работы со знаниями в процессе решения проблем.

     

    Поделиться с друзьями:
    • Добавить ВКонтакте заметку об этой странице
    • Мой Мир
    • Facebook
    • Twitter
    • LiveJournal
    • В закладки Google
    • Яндекс.Закладки
    • LinkedIn
    • БобрДобр
    • Blogger
    • Блог Li.ру
    • Блог Я.ру
    • Одноклассники

    ЧИТАЙТЕ НА САЙТЕ:

    Добавить комментарий